Социальное партнерство как одна из форм взаимодействия бизнеса и учреждений высшего профессионального образования

Богачева О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Богачева О.В. Социальное партнерство как одна из форм взаимодействия бизнеса и учреждений высшего профессионального образования // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 142-146.

Аннотация:
Одним из основных условий успешного развития бизнеса становится постоянное совершенствование и модификация человеческого потенциала средствами профессионального образования. Поэтому для решения кадровых, социально-экономических и региональных проблем реального и финансового секторов экономики необходимы развитие и модернизация существующей системы отбора и подготовки кадров и поиск новых технологий интеграции образовательных учреждений и коммерческих структур.

Ключевые слова: подготовка кадров, образование, человеческий потенциал, вуз, профессиональное образование, социальное партнерство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одним из основных условий успешного развития бизнеса становится постоянное совершенствование и модификация человеческого потенциала средствами профессионального образования. Поэтому для решения кадровых, социально-экономических и региональных проблем реального и финансового секторов экономики необходимы развитие и модернизация существующей системы отбора и подготовки кадров и поиск новых технологий интеграции образовательных учреждений и коммерческих структур.

Процесс интеграции высшего образования и предпринимательских структур невозможен без совместного участия субъектов социального диалога – вузов, с одной стороны, и бизнеса – с другой [1]. Обе стороны крайне заинтересованы в установлении более тесных связей, чтобы вуз был в курсе постоянно меняющихся потребностей промышленности и определенным образом реагировал на них корректировкой процесса обучения. Предприятия, в свою очередь, могли бы в большей степени влиять на систему высшего профессионального образования посредством прямого участия.

Анализ зарубежного и отечественного опыта развития и взаимосвязей предприятий и вузов достаточно полно представлен в работе Н.Р. Кельчевской и М.И. Срогович «Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия – объективная необходимость XXI века» [2]. В результате исследования было выявлено более 10 форм практического осуществления взаимосвязи между вузами и предприятиями за рубежом. В целом, необходимо отметить, что в России применяются такие же формы взаимодействия высшей школы и промышленности, как и в западных странах.

Рассмотрим основные направления развития социального диалога в системе «вуз – предприятие».

Для современного рынка труда молодых специалистов характерно противоречие между традициями высшего профессионального образования и потребностями потенциальных работодателей. Как свидетельствуют результаты исследования, не менее 38% вновь принятых на работу нуждаются в немедленном переобучении. На доводку каждого из них предприятие в среднем теряет от одного до трех месяцев и тратит суммы, намного превышающие средний уровень затрат [3].

Университет может дать своим выпускникам фундаментальное академическое образование, но не всегда располагает высококвалифицированными кадрами в какой-либо конкретной области, способными предоставить им практические навыки для того, чтобы они могли сразу и полноценно включиться в работу того или иного предприятия. Преодолеть этот разрыв можно, развивая систему корпоративного образования как систему дополнительного образования за счет средств «заказчика» услуг, с привлечением его производственной базы и специалистов.

Совместная научная и образовательная деятельность выгодна обеим сторонам. Каждая из сторон-участников этого процесса обретает конкретную и вполне ощутимую выгоду:

‑ во-первых, университет получает гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов.

‑ во-вторых, участие в проектах, финансируемых бизнесом, способствует повышению квалификации преподавателей вузов;

‑ в-третьих, заказчик получает возможность на базе университетского образования готовить высококвалифицированные кадры, по уровню и профилю наиболее отвечающие его запросам, включая цели перспективного развития предприятия, причем выпускники уже с первых дней в состоянии активно включиться в производственный процесс без стадии адаптации и переобучения.

‑ в-четвертых, происходит обмен знаниями между специалистами, занятыми на предприятиях, и преподавателями вузов;

‑ в-пятых, выпускникам гарантируется трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста.

Сокращение расходов федерального бюджета на образование потребовало от государственных вузов поиск новых источников финансирования. Одним из направлений обеспечения экономической безопасности вузов является консолидация ресурсов субъектов социального партнерства – вузов и работодателей. Характерно, что ресурсы социальных партнеров могут использоваться в формах:

‑ финансовых ресурсов (прямых инвестиций социальных партнеров в профессиональное образование);

‑ материально-технических ресурсов (предоставление помещений, лабораторной базы, технологического оборудования для проведения учебных занятий, производственных практик, курсового и дипломного проектирования);

‑ интеллектуальных ресурсов (включение в учебный процесс интеллектуальной собственности социальных партнеров);

‑ кадровых ресурсов (использование в высшем профессиональном образовании кадрового потенциала субъектов социального взаимодействия – предприятий и организаций реального и финансового секторов экономики).

Немаловажной формой сотрудничества вузов и предприятий является изучение потребности хозяйствующих субъектов в услугах высшего профессионального образования. Сегодня большинство предприятий не могут планировать потребность в кадрах на срок более 2-3 лет. Поэтому суть предлагаемой формы сотрудничества состоит в решении следующих задач:

‑ изучение тенденций развития экономики России и влияния на нее международного рынка труда;

‑ анализ ситуации в сфере кадрового обеспечения предприятий и организаций региона и тенденций в изменении требований к квалификации персонала;

‑ исследование спроса хозяйствующих субъектов на образовательные услуги;

‑ изучение рынка труда и рынка образовательных услуг, разработка механизмов их взаимодействия.

Для решения указанных задач необходимо исследование не только структуры образовательного пространства региона, но и тенденций изменения профиля промышленной среды, принципиально влияющих на рынок труда. Из-за отсутствия релевантной информации вузу для выполнения указанной аналитической работы требуется получать оперативную информацию непосредственно от потребителей кадров, что еще раз подчеркивает необходимость интеграции университетов и бизнеса.

Отметим, что существуют основные проблемы, препятствующие развитию взаимодействия в системе «вуз – предприятие»:

‑ отсутствие налоговых льгот и иных стимулов федерального и регионального уровней в отношении предприятий и организаций, вкладывающих материально-технические и финансовые ресурсы в развитие университетов;

‑ слабое правовое и нормативное обеспечение взаимодействия вузов с работодателями, нечетко определенный статус целевой подготовки студентов и аспирантов в интересах предприятий различной правовой формы;

‑ неадекватный потребностям отрасли и вузов контингент научных сотрудников и инженерного персонала.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на существующие проблемы взаимодействия, социальный диалог высшего профессионального образования и бизнеса выгоден обеим сторонам и способствует развитию человеческого капитала.


Источники:

1. Белый Е. М.,. Романова И. Б. Вузы и бизнес: социальное партнерство в подготовке персонала. // Инновации. – 2004. ‑ №2. – С. 80..
2. Кельчевская Н., Срогович М. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия — объективная необходимость XXI века. ‑ Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. - 112 с.
3. Лемуткина М. Бизнес покидает вузы. // Alma mater. – 2006. ‑ №7. ‑ С. 46.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 08:34:14