Повышение эффективности муниципальных предприятий пассажирского транспорта за счет сокращения налогового бремени (на примере Майкопского троллейбусного управления)

Гукетлев Ю.Х., Куанов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гукетлев Ю.Х., Куанов А.А. Повышение эффективности муниципальных предприятий пассажирского транспорта за счет сокращения налогового бремени (на примере Майкопского троллейбусного управления) // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 83-87.

Аннотация:
В структуре организации перевозок гражданского населения России на долю городского пассажирского транспорта приходится более 85%. Это сложная организационно-экономическая система, объединяющая интересы населения, транспортных предприятий и городских властей.

Ключевые слова: налогообложение, налоговая политика, пассажирские перевозки, общественный транспорт, налоговое бремя

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В структуре организации перевозок гражданского населения России на долю городского пассажирского транспорта приходится более 85%. Это сложная организационно-экономическая система, объединяющая интересы населения, транспортных предприятий и городских властей.

В настоящее время положение дел в транспортном комплексе можно назвать критическим. Повсеместное снижение объемов перевозок в городском пассажирском транспорте влечет за собой ухудшение финансово-экономического состояния и показателей транспортных предприятий.

Аналогичная ситуация имеет место и в городе Майкопе. Так, за период с 2003 по 2006 годы финансовый результат по автобусному и троллейбусному транспорту отрицателен [3]. Стабилизация финансово-экономического положения может быть достигнута путем применения стратегического налогового планирования. Его цели заключаются в обеспечении оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получении необходимых для этого средств за счет экономии на налоговых отчислениях, а также планировании налоговых расходов. Планирование налоговых платежей позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.

В качестве одного из методов повышения эффективности транспортных предприятий предлагается совершенствование налогового регулирования путем перевода организации на упрощенную систему налогообложения либо на налогообложение в виде единого налога на вмененный доход. Последнее допускается лишь для автопассажирских компаний с численностью автобусов до 20 единиц. Практический переход на единый налог на вмененный доход было осуществлено в городе Канаш (Чувашия), где государственное унитарное предприятие преобразовано в группу автотранспортных компаний [2].

Сокращение налоговых платежей транспортных организаций с иными типами подвижного состава (например, трамвай, троллейбус) возможно через переход на упрощенный режим налогообложения. Согласно статье 346 п. 12 Налогового кодекса Российской Федерации транспортные организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении ряда условий, в числе которых:

1. Доходы по итогам 9 месяцев (в году, в котором подано заявление о переходе на упрощенный режим налогообложения) не должны превышать 15 млн. руб.

2. Стоимость основных фондов предприятия не должна превышать 100 млн. руб.

3. Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек.

4. Доля участия других организаций в капитале предприятия не должна превышать 25%.

Первые три вышеуказанных условия трудновыполнимы для существующих крупных и средних транспортных организаций вследствие высокой затратности и трудоемкости процесса оказания транспортной услуги. Поэтому целесообразным является проведение перехода на упрощенный режим налогообложения посредством создания группы новых предприятий.

Учитывая, что в капитале компании доля других организаций не должна превышать 25%, ставится под сомнение возможность перевода на упрощенную систему налогообложения муниципальные унитарные предприятия, так как им передано на праве хозяйственного ведения имущество, на 100% принадлежащее муниципалитету. Однако заместитель Департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации письмом от 19.11.2003 года № 04-08-03/152 официально разъясняет, что государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе перейти на упрощенный режим налогообложения.

Перевод муниципальных унитарных транспортных предприятий на упрощенную систему налогообложения предусматривает следующие этапы:

1. Перевод всего имущества в вышестоящую организацию. Так как создаваемые предприятия будут наделяться этим же имуществом, его необходимо передать в муниципалитет.

2. Создание группы предприятий по функциональным признакам (перевозка пассажиров; техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, обслуживание контактно-кабельных сетей и т.д.) среднесписочной численностью работников до 100 человек. При этом необходимо учитывать, что доходность каждого предприятия в отдельности не должна превысить 15 млн. руб. за 9 месяцев отчетного года.

3. Определение налоговой базы (доход или доход за вычетом расходов). В первом случае налоговая ставка будет составлять 6% от дохода, во втором – 15% от разницы доходов и расходов.

4. Подача в налоговый орган заявления о переводе на упрощенную систему налогообложения (осуществляется в срок не более 5 дней с момента регистрации предприятия). В случае пропуска указанного срока предприятие считается функционирующим по общей системе налогообложения.

5. Передача муниципального имущества (стоимостью не более 100 млн. руб.) на праве хозяйственного ведения каждому созданному муниципальному предприятию.

6. Ликвидация прежней транспортной организации.

В качестве апробации предложенного способа снижения налогового бремени транспортного предприятия использованы результаты деятельности муниципального унитарного предприятия «Майкопское троллейбусное управление» за 2006 год, которые в абсолютных величинах отражены в табл. 1.

Таблица 1

Финансово-экономические показатели деятельности МУП «Майкопское троллейбусное управление за 2006 год (пример), млн. руб. [3]

№ п/п
Показатели
Величина
1.
Доходы от перевозки пассажиров
52,8
2.
Расходы всего,
54,1

в том числе

2.1.
Фонд заработной платы
23,3
2.2.
Единый социальный налог
6,2
2.3.
Затраты на приобретение запчастей и комплектующих
8,3
2.4.
Затраты на электроэнергию (ГСМ)
10,7
2.5.
Амортизация
1,7
2.6.
Налог на имущество
0,5
2.7.
Прочие налоги
1,6
2.8.
Прочие затраты
1,8
3.
Финансовый результат (+,-)
-1,3

Переход на упрощенную систему налогообложения предусматривает освобождение от обязательства уплаты организацией налога на имущество, налога на прибыль, единого социального налога (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование), а также предусматривает обязанность уплаты единого налога.

Затраты Майкопского троллейбусного управления в данном случае сократятся на 0,5 млн. руб. (по налогу на имущество), единый социальный налог составит 3,3 млн. руб. (вместо 6,2 млн. руб. по общей системе налогообложения). Так как за рассматриваемый период Майкопское троллейбусное управление показало отрицательный финансовый результат, то наиболее приемлемой базой налогообложения по единому налогу будут доходы за вычетом расходов. При этом величина единого налога по налоговой базе «доход за вычетом расходов» составит 0,5 млн. руб., поскольку, в соответствии с частью 2 п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса размер единого налога не может быть менее 1% от доходов.

Общий экономический эффект составит: (0,5 + 6,2) – (3,3 + 0,5) = 2,9 млн. руб. в год.

Таким образом, перевод предприятия на упрощенную систему налогообложения позволит сократить налоговые платежи предприятия путем освобождения от обязательства уплаты организацией налога на имущество, налога на прибыль, единого социального налога (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование). Экономический эффект от реализации вышеуказанного мероприятия на примере Майкопского троллейбусного управления составит 2,9 млн. руб. в год.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Элит, 2006. ‑ с. 392.
2. В. Кузьмина. Автотранспорт Чувашии: на пороге перемен. // Автомобильный транспорт. ‑ 2005. ‑ №8. – с. 42.
3. Отчетные данные работы Автоколонны № 1491 и Майкопского троллейбусного управления за 2003 - 2006 годы, собранные автором.
4. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2006: Стат. сб. – М.: Росстат, 2006. ‑ с. 95.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:08:57