Новые подходы к конкурентоспособности региона: от индустриальной модели к инновационной

Дохолян С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дохолян С.В. Новые подходы к конкурентоспособности региона: от индустриальной модели к инновационной // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 51-54.

Аннотация:
За последние десятилетия реалии рыночных реформ обусловили новые приоритеты, связанные с дезинтеграцией экономического пространства большинства регионов. Положение усугублялось разрывом связей между ними, неразвитостью инфраструктуры рынка и предпринимательства, необходимостью преодоления в условиях общего кризиса противостояния отдельных регионов, а также их депрессивных состояний и различий в уровне жизни. Вместе с тем, повышение конкурентоспособности региональных экономик диктует необходимость нового видения системы управления как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных ее субъектов.

Ключевые слова: инновационный путь развития, конкурентоспособность региона



За последние десятилетия реалии рыночных реформ обусловили новые приоритеты, связанные с дезинтеграцией экономического пространства большинства регионов. Положение усугублялось разрывом связей между ними, неразвитостью инфраструктуры рынка и предпринимательства, необходимостью преодоления в условиях общего кризиса противостояния отдельных регионов, а также их депрессивных состояний и различий в уровне жизни. Вместе с тем, повышение конкурентоспособности региональных экономик диктует необходимость нового видения системы управления как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных ее субъектов.

Кардинальные перемены, произошедшие в экономике страны, связанные в первую очередь с переходом к рыночным отношениям, породили новые социально-экономические проблемы. Приобретение регионами Российской Федерации экономической самостоятельности вызывает необходимость переоценки их положения и функций в экономическом пространстве, ведет к стремлению каждого субъекта к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве Федерации. В этот период обостряется конкурентная борьба между предприятиями, отраслями, регионами, странами.

Предметом конкурентной борьбы между регионами могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов Федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции.

На современном этапе функционирования национальной экономики региональным властям необходимо ориентироваться на собственные силы, ресурсы, а не на вмешательство центра при решении проблем экономического неравенства регионов. Те регионы, которые смогут эффективно использовать потенциал собственной территории и привлекут для этой цели не только внутренний, но и внешний капитал, будут иметь благоприятные возможности для социально-экономического роста. В противном случае собственные ресурсы территории будут приносить пользу другим, что приведет к упадку экономики своего региона. Поэтому очень важно найти те факторы, которые могут обеспечить сильные социально-экономические позиции территории в конкуренции с другими.

Конкурентоспособность региона определяется в первую очередь конкурентоспособностью фирм и предприятий, расположенных на его территории, а их успех в конкурентной борьбе зависит от созданных социально-экономических условий, характеризующих состояние конкурентной среды. Формирование условий для развития конкурентных отношений внутри региона и страны в целом – один из основных региональных и национальных приоритетов любой страны, важнейшая функция государственного регулирования экономики.

Взяв за основу современные подходы к определению сущности конкурентоспособности, мы считаем, что конкурентоспособность региона отражает, в первую очередь, способность местных товаропроизводителей наиболее продуктивно, т.е. с достаточно высокой производительностью, использовать имеющийся в распоряжении экономический потенциал региона.

Важно, на наш взгляд, понимать, что региону не обязательно иметь в наличии богатые природные и экономические ресурсы, чтобы быть конкурентоспособным. Необходимо создавать, развивать и совершенствовать конкурентные преимущества, они по своей сути динамичны, связаны с инновациями, развитием и эффективным использованием человеческого капитала, информации и поэтому безграничны.

Разрыв между российскими регионами в уровне экономического развития и жизни населения существовал всегда. Но по мере интеграции страны в мировое экономическое пространство он начал стремительно расширяться. Сегодня, чтобы иметь конкурентоспособную экономику на мировом уровне, необходимо создать гибкую, эластичную, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. В современном мире в лучшем положении находится не тот, кто производит товары, а тот, кто управляет их потоками, кто привлекает финансы, права, наиболее квалифицированные кадры, кто придумывает и распространяет новые технологии.

В настоящее время выработано несколько концепций роли региональных властей в формировании конкурентоспособности региона. Одной из наиболее современных и актуальных также является концепция М. Портера. Согласно ей, конкурентоспособность любой территории зависит, прежде всего, от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться.

Основная цель властей региона при формировании его конкурентоспособности заключается, прежде всего, в создании условий для максимально эффективного использования имеющихся и потенциальных факторов производства – труда, капитала, природных ресурсов. Производительность зависит как от качества и свойств выпускаемой предприятиями продукции, так и от эффективности самого производства и управления. Именно производительность в текущих условиях является основным детерминантом долгосрочного уровня жизни и основным источником повышения национального дохода на душу населения. В то же время, рост уровня жизни требует постоянного роста производительности и совершенствования экономики. Поэтому адекватная роль региональной администрации заключается именно в том, чтобы выступать в роли катализатора и инноватора. Региональные власти должны не просто стимулировать, но даже подталкивать местные предприятия к постоянному повышению качества, внедрению новых ресурсосберегающих технологий, новых методов управления и созданию долговременного конкурентного преимущества на этой основе. Администрация региона не может и не должна конкурировать с бизнесом в создании новых продуктов и отраслей. Интересы бизнеса и власти должны быть направлены на установление взаимовыгодных, устойчивых связей. Региональные власти «продают» «производителям» общественные блага, инфраструктуру и обеспечивают социальную стабильность в регионе, в то время как «производители» платят за это местные налоги.

Регион не может быть конкурентоспособен во всех секторах и сферах экономической деятельности. Поэтому очень важно региональным органам власти привлечь или создать достаточно прибыльные виды деятельности в тех сферах и отраслях, где есть у региона конкурентные преимущества или потенциал для их создания, развития и совершенствования.

Экономика региона считается конкурентоспособной, если населению может быть обеспечен высокий, постоянно растущий уровень жизни и высокий, постоянно растущий уровень занятости, т.е. экономическая деятельность не должна нарушать устойчивость внешнего баланса экономики, а также не должна ставить под сомнение благосостояние будущих поколений.

К основным движущим силам региональной конкурентоспособности можно отнести следующие составляющие:

управленческие возможности;

инфраструктуру;

привлекательность для вложения инвестиций;

географическое положение;

инвестиции и их природа;

региональные инновационные системы;

человеческие ресурсы;

среду работы предприятий,

сети предприятий; отраслевая структура.

Способность региональных властей соединить всех заинтересованных участников процесса регионального развития в целях устойчивого и сбалансированного движения вперед, создает основу для системы регионального управления. При этом региональные власти должны обеспечивать внедрение необходимых и наиболее инновационных организационных методов, действующих как катализаторы, ускоряющие развитие и приращение региональных потенциалов.


Источники:

1. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. Конкурентоспособность в микро–, мезо– и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. – 1998. – № 3.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов – М.: ГУ ВШЭ, 2000
3. Портер М. Конкуренция. – Пер. с англ. – М.: Вильямс, – 2000.
4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учеб. пособие.. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:52:38