Исторический опыт налогообложения отечественного предпринимательства в конце XIX – начале ХХ веков

Кравцова Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кравцова Е.С. Исторический опыт налогообложения отечественного предпринимательства в конце XIX – начале ХХ веков // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 98-100.

Аннотация:
Высочайше утвержденное 8 июня 1898 г. «Положение о государственном промысловом налоге» вступило в действие с 1 января 1899 г. В документе (180 статей) нашла отражение новая концептуальная схема налогообложения, административный механизм исполнения, правила начисления и уплаты налогов, порядок наложения взысканий за их нарушение. Отныне Государственный промысловый налог делился на основной и дополнительный. Основной уплачивался по патентной системе посредством «выборки» (покупки) промысловых свидетельств на каждое отдельное торговое или промышленное заведение или личное промысловое занятие.

Ключевые слова: налогообложение, история предпринимательства, налоговая политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 12/2006 «рп»

Высочайше утвержденное 8 июня 1898 г. «Положение о государственном промысловом налоге» вступило в действие с 1 января 1899 г. [1] В документе (180 статей) нашла отражение новая концептуальная схема налогообложения, административный механизм исполнения, правила начисления и уплаты налогов, порядок наложения взысканий за их нарушение. Отныне Государственный промысловый налог делился на основной и дополнительный. Основной уплачивался по патентной системе посредством «выборки» (покупки) промысловых свидетельств на каждое отдельное торговое или промышленное заведение или личное промысловое занятие.

Для определения размера налога, то есть цены промысловых свидетельств, местности России разбили на четыре класса по степени развития в них торговли и промышленности. Торговые заведения распределялись на пять, а промышленные предприятия на восемь разрядов, которые в законодательном порядке подлежали пересмотру каждые пять лет. Обе столицы – Петербург и Москва – были выделены из общего класса деления местностей.

К первому классу отнесли 9 крупных, ко второму – 37, к третьему – 255, к четвертому – 511 городов. Внегородские территории отнесли к третьему классу – 145 уездов с развитыми промыслами и торговлей и четвертому – остальные 594 уезда.

Разделение торговых и промышленных предприятий на разряды было проведено по родовым и видовым внешним признакам, указывающим на их «размер и силу», с объявлением для каждого разряда оклада налога по классам местностей.

Торговые предприятия. К первому разряду относились предприятия оптовой торговли, ко второму – крупной розничной торговли, с несколькими наемными продавцами, к третьему – более мелкие торговые точки, где кроме хозяина мог работать один наемный приказчик (продавец). К четвертому – мелочная продажа товаров из постоянных небольших и «не имеющих вида» помещений без содержания наемных приказчиков. В пятый разряд вошли развозная и разносная торговля вне городских поселений строго определенными видами товаров.

Промышленные предприятия разделялись на разряды по количеству занятых рабочих с учетом применения механических двигателей (текстильные фабрики, металлургические, машиностроительные и химические заводы), по объемам выпуска продукции (каменноугольные копи, водочные и сахарные заводы и т.п.), по мощности оснащения технологическим оборудованием (мукомольные, маслобойные заводы).

Оклады основного промыслового налога были законодательно регламентированы. Например, для торговых предприятий, во всех классах местностей предприятие первого разряда оценивалось окладом в 500 руб.; второразрядные в столицах – 150 руб., местностях второго класса – 100 руб. и т.д. с уменьшением на 25 руб. с каждым понижением по классам.

Общая на Империю сумма раскладочною сбора утверждалась законом на три года и ежегодно распределялась по губерниям и областям Особым по промысловому налогу присутствием при Департаменте окладных сборов. После принятия Положения сумма раскладочного сбора по империи существенно увеличилась. К примеру, в 1898 г. она равнялась в целом по Империи 48,2 млн руб., а в 1914 г. достигала уже 155,6 млн руб.

С началом Первой мировой войны произошло увеличение на 50% основного промыслового налога с торговых предприятий I–III разрядов и на промышленные предприятия I–VI, который должен был взиматься с 1915 г. Налог с капиталов и процентный сбор с прибыли предприятий, с обязательной публичной отчетностью взимался в полуторном размере, с необязательной публичной отчетностью – 7,5%.

Эти меры повысили поступление средств в казну, но произошло сокращение дополнительного промыслового налога из-за того, что были закрыты пивные лавки, склады пива, некоторые винокуренные заводы.

Газета «Новая жизнь» от 27 сентября 1917 г. в передовой статье указала, что: «В некоторых отраслях торговли необходимо ввести государственную монополию, все важнейшие отрасли промышленности нужно объединить и поставить под контроль государства. За семь месяцев правительством не было сделано ничего для устроения хозяйственной разрухи, а крах промышленности и транспорта идет все сильнее» [2].

В целом промысловый налог приносил России немалые доходы, но к концу 1917 г. себя практически исчерпал. Война, революция наложили свой отпечаток на фискальную политику, но повышение налогов только способствовало росту глубочайший кризиса в области предпринимательства.


Источники:

1. Полное собрание Законов Российской империи. Собр. 3. Т.18. – СПб.: Гос. Тип., 1901. – С. 489.
2. Новая жизнь. 1917. 27 сент. (10 окт.). – С. 1.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:25:26