Основные направления модернизации банковской системы Республики Узбекистан

Гулямов С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (9), Сентябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гулямов С.С. Основные направления модернизации банковской системы Республики Узбекистан // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 9. – С. 87-95.

Аннотация:
За годы независимости в Республике Узбекистан создана современная банковская система. Благодаря этому Узбекистан сумел добиться зерновой и топливно-энергетической независимости. Сегодня банки Узбекистана играют важную роль в обеспечении экономического развития страны. За прошедший период банковская система Узбекистана проделала нелегкий, но эффективный путь развития. Стратегия реформирования банковской системы и ее развития, определенная Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым, доказала свою самостоятельность. Финансовая сфера страны, в частности банковская система, последовательно и неуклонно развивается.

Ключевые слова: Узбекистан, банковская система, национальная банковская система

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



За годы независимости в Республике Узбекистан создана современная банковская система. Благодаря этому Узбекистан сумел добиться зерновой и топливно-энергетической независимости. Сегодня банки Узбекистана играют важную роль в обеспечении экономического развития страны.

За прошедший период банковская система Узбекистана проделала нелегкий, но эффективный путь развития. Стратегия реформирования банковской системы и ее развития, определенная Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым, доказала свою самостоятельность. Финансовая сфера страны, в частности банковская система, последовательно и неуклонно развивается. Однако, время ставит новые задачи.

Дальнейшее развитие банковской системы страны осуществляется путем реализации программы либерализации всех сфер общества, основные направления которой намечены в программной речи Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова “Узбекистан, устремленный в XXI век”. В частности, в области экономики указывается: “... говоря о либерализации в экономике, приходится еще и еще раз говорить о необходимости развития инфраструктуры рынка, совершенствование деятельности финансовой и банковской систем”. [1]

Программные направления улучшения деятельности банковских учреждений должны осуществляться путем дальнейшей либерализации данного сектора. Одним из направлений либерализации должно стать разрешение иностранным банкам создавать свои представительства не только в Ташкенте, но и в любом городе Узбекистана. Кроме того, нужно разрешить также создавать частные банки путем привлечения иностранного капитала.

Дальнейшее углубление реформ в банковской системе явится залогом для привлечения в том числе крупных иностранных инвестиций. Инвестиции могут осуществляться либо за счет внутренних, либо иностранных накоплений.

Существуют два вида накопления: займы и иностранные инвестиции (прямые или портфельные). Прямые иностранные инвестиции предпочтительней, так как они предполагают, что инвесторы принесут с собой ноу-хау, новые технологии, готовый рынок и денежные средства. Для Узбекистана с его огромным индустриальным и научно-техническим потенциалом предпочтительным является стимулирование притока прямых инвестиций.

Вместе с тем, мировой опыт показывает, что самым надежным источником инвестирования являются внутренние ресурсы. Мобилизация внутренних ресурсов является ключом к экономическому развитию. В высокоразвитых странах Юго-Восточной Азии (Китай, Сингапур, Таиланд, Южная Корея) достаточно высок коэффициент внутренних сбережений. Даже в такой стране, как Китай данный коэффициент составляет 35-40% и это означает, что он зависит не только от уровня прибыли. Страна может добиться высокого уровня сбережений, если экономика стимулирует к этому население. С учетом того, что большинство сбережений в развитых странах принимают форму банковских депозитов, можно представить, что здоровая и кредитоспособная банковская система играет важную роль в успешной мобилизации внутренних ресурсов.

Банковская система выполняет также роль агентства, конвертирующего сбережения в инвестиции, т.е. роль распределителя ресурсов. Чем эффективней банковская система страны способствует конвертации сбережений в приоритетные инвестиции, тем больше будет вклад в экономическое развитие. Таким образом, банковская система играет важную роль в двух аспектах экономического развития ‑ в мобилизации ресурсов и их распределении.

Для достижения указанного уровня развития банковской системы необходимо определенное время и целенаправленная деятельность государственных органов, контролирующих данную сферу. Здесь важную роль играют Центральный Банк страны, т.к. он несет ответственность за поддержание здоровой банковской системы. Именно поэтому необходимо, чтобы Центральный Банк обладал достаточными возможностями для регулирования и контроля над банковскими операциями. Для того, чтобы Центральный Банк страны мог осуществлять такой действенный контроль необходимо наличие соответствующей законодательной базы и соблюдение международных стандартов ведения бухгалтерского учета.

Создание правовой базы развития внутреннего национального рынка инвестиционных ресурсов, инфраструктуры инвестиционного инвестирования создадут предпосылки для привлечения в страну иностранных инвестиций, т.к. широкое привлечение иностранного капитала возможно лишь на фоне мобилизации внутренних источников инвестиций и при условии способности банковской системы гарантировать иностранные вложения в дополнение к государственным гарантиям. Это наряду с созданием эффективной правовой базы может стать основой для привлечения в страну иностранных инвестиций.

Поток поступлений иностранных инвестиций и их мобильность зависит во многом от концентрации внутренних инвестиций, которые достигаются путем привлечения сбережений населения. Национальные банки должны нести большую ответственность за их размещение и развитие динамичного финансового рынка, зависящего от высокого уровня национальных сбережений. В целом можно отметить, что крупные инвестиционные проекты не обеспечивают экономический рост, если не учитывается человеческий капитал, структура и качество инвестиций, и их адекватность преобразованиям, осуществляемым в стране. Для экономического роста необходимо, чтобы национальные сбережения составляли не менее 25%, а инвестиции 30% от ВВП, для того, чтобы обеспечить темп экономического роста 5-6% в год.

Вместе с тем нужно отметить, что в современных условиях наряду с внутренними источниками инвестиций требуется искать новые формы привлечения иностранных инвестиций, и в этом процессе должна возрасти роль банковской системы страны. Привлечение стратегических инвесторов на рынок ценных бумаг Узбекистана может ускорить развитие рынка корпоративных облигаций, т.е. облигаций банков и предприятий. Развитие мирового финансового рынка сейчас уже невозможно представить без огромного количества долговых инструментов и их всевозможных модификаций. В настоящее время рынок облигаций является составной частью единого мирового финансового пространства.

Рынок облигаций в Узбекистане недостаточно развит. Это связано со следующими причинами: во-первых, в стране отсутствует законодательная база для эмиссии краткосрочных корпоративных облигаций; во-вторых, банкам удобнее выпускать не облигации, а депозитные сертификаты, а до недавнего времени и векселя, отмененные в настоящее время; в-третьих, существующая налоговая система не допускает эмиссию облигаций.

Однако, развитие экономических реформ и реализация курса либерализации деятельности банковской системы будет способствовать развитию рынка облигаций. В пользу облигаций говорит и то, что при их выпуске отсутствует вероятность потери контроля за предприятиями. Уже сейчас этот вопрос актуален для некоторых банков Республики Узбекистан, так как многие из них готовы выйти на мировой рынок и при этом не хотят допускать привлечения инвестиций в уставной капитал.

В целях создания здоровой банковской системы, отвечающей международным требованиям, необходимо организовать выпуск банковских облигаций. Они должны выпускаться с учетом требований зарубежных инвесторов. Только таким образом можно добиться того, чтобы некоторые крупные банки типа “Пахта” банк, “Асака” банк и другие попали в различные зарубежные рейтинги и были признаны мировой банковской системой.

Становление банковской системы Узбекистана окажет влияние на формирование региональных рынков ценных бумаг. В этом случае иностранные инвесторы будут заинтересованы вкладывать свой капитал в региональные предприятия.

Таким образом, особенности экономической ситуации в Узбекистане, углубление процесса либерализации заставят банки сосредотачивать свое внимание на регионах, что может привести к перераспределению банковского капитала по регионам.

Историческое положение Ташкента, как крупного промышленного и культурного центра страны, способствовало концентрации здесь значительных финансовых ресурсов, сосредоточению подавляющего количества банков. Однако в будущем должен начаться процесс перераспределения финансовых ресурсов по регионам страны с учетом наличия минерально-сырьевых и других ресурсов. Это, в свою очередь, будет способствовать постепенной передислокации отдельных банков из столицы в другие регионы. Кроме того, в такой процесс наверняка будут вовлечены и иностранные банки, которые будут открывать свои представительства в регионах Узбекистана.

Можно сказать, что в будущем увеличение объемов активно-пассивных операций банков, рост их доходности и конкурентоспособности будет во многом зависеть от региональных аспектов их деятельности. Таким образом, развитие и углубление процесса либерализации в экономике Узбекистана в конечном итоге окажет влияние на расширение региональной деятельности банков и будет способствовать улучшению основных показателей банковской системы в целом.

Вместе с тем, местные группировки в регионах будут оказывать противодействие проникновению столичных банков в свои регионы, поэтому уже сейчас важно развитие филиалов банков во всех регионах страны. Однако это могут себе позволить крупные и средние банки, а мелкие банки будут отставать от этого процесса. В дальнейшем, в связи с развитием банковской системы доля мелких банков в регионах уменьшится. Этот процесс необратим и будет ускоряться, т.к. мелкие банки не в состоянии выполнять нормативы текущей ликвидности, достаточности капитала, мгновенной ликвидности, т.е. участие мелких банков в реальных инвестициях сильно ограничен из-за невозможности представлять в необходимом объеме крупные суммы для инвестиционного финансирования.

В будущем крупные банки, такие как Национальный банк внешнеэкономической деятельности, “Пахта” банк, Промстройбанк, “Асака” банк и некоторые другие, поставленные перед необходимостью поиска новых рынков и располагающие значительными ресурсами, будут вынуждены начать кредитование таких операций промышленности, которые должны изменить индустриальную структуру Узбекистана и обеспечить рост его экономического потенциала. Развитие банковской системы и поиск новых рынков инвестирования заставит банки также заняться вопросами усиления правовой базы инвестиционного процесса, изменения инвестиционного климата как в стране в целом, так и в регионах, а также привлечения иностранных инвесторов. Этот процесс будет обусловлен тем, что указанные банки будут владеть значительными кредитными ресурсами.

Следующая проблема, с которой в настоящее время сталкиваются банковские системы стран СНГ, в том числе и Узбекистан, это проблема неплатежей. Данная проблема не должна тянуться и в будущем, поэтому ее следует проанализировать и сделать так, чтобы она нашла свое решение уже сейчас. Проблема неплатежей тесно связана с кредитной политикой коммерческих банков. В банковской системе страны краткосрочные кредиты преобладают над долгосрочными и среднесрочными. Примерно 50% составляют краткосрочные кредиты. Удельный вес долгосрочных кредитов в целом по банковской системе составляет около 40%. Однако этот результат достигнут примерно на 80% благодаря кредитам Национального банка внешнеэкономической деятельности. В современной банковской системе Узбекистана сложилась такая ситуация, что те банки, которые ведут свою деятельность с ГКО и валютой, находятся в лучшем положении, чем те банки, которые обслуживают реальный сектор экономики.

В условиях платежного кризиса, наличия большой суммы дебиторской и кредиторской задолжности крупные банки, о которых говорилось выше, имеющие развитую сеть филиалов во всех регионах страны, имеют определенные преимущества. Такие условия позволяют организовать работу с клиентурой, чтобы входящие и исходящие потоки денег уравновешивали друг друга и не было необходимости обращаться на межбанковский рынок кредитов для укрепления ликвидности. Подбор подобной клиентуры возможен как при слиянии банков, имеющих развитые корреспондентские отношения, так и при создании филиалов в других регионах с учетом согласованности входящих и исходящих денежных потоков.

Подбор указанной категории клиентуры по принципу встроенности в одну технологическую цепочку возможно при создании финансово-промышленной группы, основу которой составит крупный коммерческий банк. Однако подобная организационная структура в современных условиях Узбекистана не может быть создана, т.к. отсутствуют необходимые структурообразующие элементы. Вместе с тем проводимая в стране политика либерализации в конечном итоге должна способствовать образованию указанных структур, являющихся необходимым элементом развивающегося рыночного хозяйства, как это имеет место в России.

Формирование клиентуры банка по принципу встроенности в одну единую цепочку позволит высвободить из платежного оборота большие суммы, которые могут быть направлены на финансирование инвестиционный проектов, связанных с основной деятельностью участников финансово-промышленной группы. В условиях Узбекистана могут быть созданы аграрно-промышленные группы, ядром которых могут быть хорошо развитые сельскохозяйственные зоны, системообразующим элементом которых может служить развитый экспортный потенциал с разветвленной сетью обслуживающих предприятий и организаций. Создание подобных взаимосвязанных, но одновременно экономически самостоятельных производств и обслуживающих предприятий позволит снизить риск ликвидности и риск потери доходности путем оптимального размещения высвобождающихся денежных средств в высоколиквидные активы.

Одной из перспективных тенденций в развитии коммерческих банков, по-видимому, в будущем станет образование банковских монополий как результат централизации и концентрации банковского капитала. Такой процесс будет осуществляться путем интенсивного роста крупных банков, а также слияния и поглощения одних банков другими, что позволит в будущем удовлетворять возрастающие требования производства в финансовых ресурсах. Развитие подобных структурных преобразований в банковской системе Узбекистана в будущем может привести к созданию мощных конкурентоспособных в мировом масштабе банков, обладающих возможностью поддержки и развития глобальных и жизненно важных для страны видов производств. В связи с этим перед банковской системой Узбекистана стоит очень важная задача, которая может быть решена путем концентрации усилий как самих крупных банков, так и регулирующих данную сферу органов, действия которых должны быть направлены на стимулирование интеграции крупных банков.

Для полноты картины необходимо отметить, что в структуре современной банковской системы Узбекистана естественно имеются также и мелкие банки, которые предназначены для решения совершенно других задач, так как они не могут отвлекать значительные средства на длительные сроки для развития производства. Их ликвидация или поглощение аналогично ликвидации предприятий малого и среднего бизнеса. Ликвидация малых банков приведет к уменьшению гибкости и оперативности при решении многих финансовых и кредитных проблем, а также к отвлечению ресурсов системообразующих банков на не соизмеримые по значимости с ними задачи, поскольку деятельность малых банков в основном направлена на обслуживание малого бизнеса и специализации на отдельных направлениях банковского бизнеса. Деятельность мелких банков даже в условиях создания мощных аграрно-промышленных групп, контролирующих значительные финансовые ресурсы, должна быть направлена на осуществление современного и надежного проведения расчетов для своих учредителей и близких к ним корпоративных клиентов. Кроме того, мелкие банки могут аккумулировать средства для финансирования коммерческих проектов своих учредителей.

Рассмотренные направления развития структурных преобразований в банковской системе Узбекистана требуют значительного времени и целенаправленной государственной поддержки. Такая поддержка необходима, если Узбекистан хочет играть доминирующую роль в Центрально-азиатском регионе.


Источники:

1. Газета “Правда Востока” от 15 апреля 1999 года.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:01:00