Реформирование предприятий легкой промышленности, состояние и тенденции развития (на примере Кировской области)

Попкова Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Попкова Н.Н. Реформирование предприятий легкой промышленности, состояние и тенденции развития (на примере Кировской области) // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 59-62.

Аннотация:
Легкая промышленность является комплексной отраслью, включающей в себя более 20 подотраслей, которые могут быть объединены в следующие основные группы: текстильную; швейную; кожевенно-меховую; обувную. Предприятия легкой промышленности обеспечивают удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметах личного пользования. Кроме этого, предприятия производят огромное количество продукции производственного назначения, которая широко применяется в других отраслях промышленности в качестве сырья и вспомогательных материалов.

Ключевые слова: легкая промышленность, Кировская область, развитие отрасли

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Легкая промышленность является комплексной отраслью, включающей в себя более 20 подотраслей, которые могут быть объединены в следующие основные группы: текстильную; швейную; кожевенно-меховую; обувную. Предприятия легкой промышленности обеспечивают удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметах личного пользования. Кроме этого, предприятия производят огромное количество продукции производственного назначения, которая широко применяется в других отраслях промышленности в качестве сырья и вспомогательных материалов.

В годы Великой Отечественной войны легкая промышленность занимала ведущее положение и выпускала до 30% продукции для нужд Министерства внутренних дел и Министерства обороны. За годы перестройки ситуация изменилась. Предприятия легкой промышленности, потерявшие государственный заказ, а также рынки сбыта и источники пополнения оборотных средств в виде кредитов под сезонную закупку сырья, оказались в тяжелом финансовом положении.

Одним из наиболее слабых мест отечественной промышленности, в том числе и в Кировской области, во второй половине 1980-х гг. было отсутствие развитой сети малых предприятий. Преобладали крупные предприятия с узкой предметной специализацией. В ходе перестройки (с 1985 г.) в стране начался поиск новых путей реформирования промышленности. В этот период стали образовываться и развиваться индивидуальные и малые формы хозяйствования, гибко реагирующие на спрос населения.

Начало 1990-х гг. отмечено значительным спадом промышленного производства, сменой собственников большинства промышленных предприятий области через их аренду и приватизацию. Несмотря на принятие в 1995 г. ряда законодательных актов, в том числе по поддержке малого предпринимательства, спад в экономике страны продолжался вплоть до 1997 года. Объемы промышленного производства за этот период снизились на 52%.

Происходившие в экономике страны процессы в точности повторялись и в промышленности региона. В результате произошедших структурных сдвигов доля легкой промышленности Кировской области в общем объеме производства сократилась с 5% в 1995 г. до 4,1% в 1997 г. В 2004 г. эта доля составила 2,6%.

На сегодняшний день в Кировской области насчитывается 279 предприятий легкой промышленности, из них 92,4% имеют частную форму собственности. Самыми крупными предприятиями являются: ОАО «Кировский комбинат искусственных кож», ОАО «Вахрушиюфть», Слободское меховое АО «Белка», ОАО «Метако», которые выпускают 67% продукции от объема производства по отрасли.

Однако, несмотря на достаточное количество предприятий легкой промышленности, отечественная одежда и обувь не пользуются спросом. Население предпочитает вещи импортного производства. Такое положение объясняется тем, что индекс розничных цен на отечественные изделия увеличивается быстрее, чем на импортные, в результате чего разница в ценах на отечественные и импортные изделия уменьшилась.

Если в дорогостоящих изделиях разница в ценах существенная, то в относительно недорогих она незначительная. К тому же, на сегодняшний день у отечественных товаропроизводителей отсутствует хорошая реклама, не налажена ценовая политика, сказывается и отсутствие программ поддержки предприятий отрасли со стороны государства.

Наличие у многих предприятий задолженности по налоговым и другим платежам, высокий уровень затрат тормозят развитие производства, а отсутствие эффективных инструментов государственной поддержки отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли.

По нашему мнению, одним из приоритетных направлений развития промышленности области может стать комбинирование производства, т.е. образование комбината предприятиями, имеющими тесные технологические, экономические и организационные связи. Экономический эффект комбинирования образуется в результате экономии сырья, материалов, электроэнергии, тепла, снижения капитальных затрат и удешевления продукции. Комбинаты по сравнению с отдельными предприятиями обеспечивают сокращение капитальных вложений до 30-35% и снижение себестоимости выпускаемой продукции на 20-25%.

Многие промышленные предприятия располагают широкими возможностями переработки сырья и утилизации промышленных отходов. Все это не только повышает их эффективность, но и создает предпосылки для организации безотходного, технологически чистого производства, практически безвредного для окружающей среды. Значительный экономический эффект дают промышленные комбинаты, созданные на базе комплексного использования материально-сырьевых ресурсов.

В рамках совершенствования комбинирования производства полагаем необходимым выделить следующие задачи:

1) Государство должно содействовать появлению крупных собственников. В данном случае речь идет об образовании крупных корпораций, построенных на объединении капитала, а также других структур, включающих в себя предприятия, которые принадлежат разным собственникам;

2) Необходимо повысить ответственность крупного собственника за результаты работы предприятия. От органов исполнительной власти требуются решительные действия, направленные на принуждение инвесторов выполнять свои обязательства, а также на расторжение договоров о продаже бизнеса в целом.

Также для дальнейшей стабилизации работы легкой промышленности области целесообразно:

– предоставлять при необходимости гарантии органов власти области, местного самоуправления тем инвесторам, которые участвуют в кредитовании закупок сырья и материалов, мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятий легкой промышленности;

– оказывать финансовую помощь в реализации приоритетных проектов тем предприятиям, которые будут включены в региональную «Программу развития легкой, текстильной и местной промышленности»;

– рассмотреть вопрос о снижении ставок налогов в местные бюджеты, а также об установлении льготных размеров арендной платы за землю;

– восстановить деятельность заготовительных организаций районных потребителей обществ по закупке кожевенного сырья у населения области, в том числе на условиях встречной торговли промышленными и продовольственными товарами, и заключить договоры с кожевенно–перерабатывающими предприятиями на поставку кожсырья в счет областного заказа;

– увеличить квоты на вывоз из России кожевенно-мехового и шубноовчинного сырья.

Таким образом, решение проблемных вопросов на региональном уровне позволит нарастить объемы производства товарной продукции, создать новые рабочие места и увеличить налогооблагаемую базу бюджетов.


Страница обновлена: 26.03.2024 в 11:59:29