Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2007

Управление инвестиционным проектом в строительстве на принципах логистики

Курилов Сергей Анатольевич, соискатель кафедры маркетинга и логистики Ростовского государственного строительного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
Стремительное развитие инвестиционной сферы российской экономики сталкивается с рядом ограничений, которые носят структурный, организационный и институциональный характер.
Цитировать публикацию:
Курилов С.А. Управление инвестиционным проектом в строительстве на принципах логистики // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 24-28.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Стремительное развитие инвестиционной сферы российской экономики сталкивается с рядом ограничений, которые носят структурный, организационный и институциональный характер.

Сдерживающим фактором развертывания инвестиционных процессов в российской экономике сегодня, прежде всего, выступает отставание в развитии инженерной и коммунальной инфраструктуры. Это значительно осложняет подключение к ней объектов гражданского и промышленного строительства. Другим сдерживающим фактором выступают значительные сроки согласования разрешительной документации на строительство в органах муниципального и государственного управления существенно увеличивают продолжительность инвестиционного цикла. И, наконец, высокая степень монополизации рынка строительного подряда при высокой дифференциации платежеспособности спроса приводит к росту цен на рынке недвижимости и дестимулирует инновации в инвестиционной сфере.

В этих условиях особую роль начинает играть необходимость повышения эффективности государственного управления инвестиционным рынком. Именно оно способно объединить экономические потоки строительного производства по всей иерархии производственно-экономических отношений, а именно сопряжение:

– организационно-технологических компонентов экономических потоков строительного производства (транспортировка  – складирование);

– экономических и технологических потоков в процессе строительства (снабжение –производство – сбыт);

– интересов участников строительного производства (проектирование – производство стройматериалов – выполнение строительно-монтажных работ – эксплуатация объекта недвижимости);

– интересов участников инвестиционного процесса (заказ – финансирование – строительство–потребление – ликвидация);

– целей хозяйствующих субъектов строительного комплекса (управление – строительное производство).

Содержательная интерпретация строительного бизнеса, если акцентировать внимание исключительно на вопросах внутрифирменного планирования и организации экономических потоков строительного производства и абстрагироваться от влияния государственного регулирования, не дает возможности в полной мере оценить позитивные аспекты применения логистики в строительстве. Необходимость учета влияния фактора государственного регулирования на экономические потоки строительного производства обусловлены следующими причинами.

Государство, как субъект рынка капитальных инвестиций, выступает не только в роли регулирующего органа, но непосредственно вовлечено в производственно-коммерческую деятельность строительного производства. Достаточно подробно эти аспекты присутствия государства на рынке инвестиций исследованы проф. Е.К. Ивакиным. В частности, им рассмотрены различные формы участия государства на рынке инвестиций в роли [1]:

заказчиков при возведении объектов некоммерческого назначения и при реализации государственных инвестиционных проектов;

инвесторов при инвестировании капитального строительства за счет бюджетных ассигнований;

подрядчиков при создании унитарных строительных организаций со 100%-ным участием в их капитале;

потребителей при использовании объектов капитального строительства (как правило, в общественном секторе).

В этом случае государство само становится непосредственным участником экономических потоков строительного производства и активно использует оптимизационный инструментарий логистики при управлении инвестиционными проектами.

Государство в лице своих отраслевых и территориальных органов управления капитальным строительством формирует институциональные, правовые и организационно-экономические условия экономических потоков строительного производства. В этом контексте  логистика выступает в качестве инструментария создания территориальных и отраслевых инвестиционных рынков. При этом повышается универсализация логистического инструментария, меняется характер решаемых задач и масштаб объекта управления.

Другими словами, логистика призвана упорядочить взаимодействие между участниками строительного производства. Она ориентирована на сопряжение интересов хозяйствующих субъектов в процессе создания и эксплуатации инвестиционного продукта в рамках реализуемой Правительством Российской Федерации социально-экономической политики.

Мы стоим на позициях, согласно которых гносеологически логистика является междисциплинарной наукой. Именно благодаря системному, междисциплинарному подходу логистика смогла актуализироваться и объективироваться как самостоятельная научная и практическая деятельность, в рамках которой был сформирован колоссальный оптимизационный потенциал, основанный на синтезе различных форм проявления и функционирования экономических потоков воспроизводства.

Изначально в процессе формирования концепции и становления науки и практики логистики была поставлена задача преодолеть конфликт функциональных интересов, развивающийся в результате углубления специализаций в управлении экономическими потоками. По сути, функциональные интересы целенаправленно программировали на достижение субоптимума в рамках иерархической системы инвестиционного проектирования.

В данном смысле узость и ограниченность целей функциональной логистики проявлялась в том, что менеджмент оперировал понятиями операционной и процессуальной оптимизации, по сути выступающей в роли субоптимизации в рамках иерархически взаимосвязанных подсистем и соответствующим образом взаимодействующих целей инвестиционного проекта. В то же время процесс создания ценности и, соответственно, формирования стоимости протекал на всем протяжении инвестиционного цикла (проектирование – строительство – эксплуатация - ликвидация).

Таким образом, наибольший экономический эффект применения логистики в практике управления инвестиционными проектами в строительстве достигается за счет интеграции релевантных методов менеджмента на новой технологической основе. Синтез проектного и процессного подходов на этапе строительства позволяет обеспечить согласование целей общественной и коммерческой эффективности инвестиций.

Преимуществом системы государственного заказа, построенной на принципах логистики, является возможность достижения инвестиционных целей в оптимальном режиме, т.е. обеспечивается рационализация хозяйственных связей через тотальное приспособление бизнес-процессов инвестиционного проекта к требованиям экономической эффективности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ивакин Е.К. Логистика капитального строительства в регионе. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1997. – 210 с.