Основные проблемы и направления развития лесопромышленного комплекса Кировской области

Кожина Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кожина Е.В. Основные проблемы и направления развития лесопромышленного комплекса Кировской области // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 67-69.

Аннотация:
В общей структуре промышленности Кировской области лесопромышленный комплекс занимает одно из центральных мест. Он включает в себя лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность, которые технологически между собой тесно связаны.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, Кировская область, деревообрабатывающая промышленность, развитие отрасли, лесозаготовительная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимическая промышленность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В общей структуре промышленности Кировской области лесопромышленный комплекс занимает одно из центральных мест. Он включает в себя лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность, которые технологически между собой тесно связаны.

Выгодное географическое положение области, наличие сырьевой базы, транспортных магистралей, рабочей силы позволяет Кировской области считаться одним из наиболее перспективных регионов для создания новых мощностей по производству целлюлозно-бумажной продукции, древесно-стружечных плит, фанеры, относящейся к продукции глубокой переработки.

На сегодняшний день удельный вес отрасли в валовом региональном продукте области составляет 10,3%. Ее предприятия обеспечивают поступление в бюджеты всех уровней почти 11% налоговых платежей промышленного производства и 3,5% от всех финансовых поступлений Кировской области.

Возрастают инвестиции в основной капитал, увеличивается доля экспорта. Сегодня российские продукты переработки идут в Эстонию, Латвию, Австрию, Иран, Китай. Плюсов у этого сотрудничества масса: практически полная предоплата, НДС к возмещению, увеличение цены экспортной продукции примерно на 30%.

Однако и дальше развивать производство сегодня просто невозможно без качественного и современного оборудования, которым, к сожалению, пока располагают далеко не все лесоперерабатывающие предприятия области. Часть предприятий до сих пор пилит на рамах тридцатилетней давности, получая при этом низкое качество пиломатериала. Приобрести современную высокопроизводительную технику многим компаниям не по силам из-за нехватки средств. Хорошее оборудование могут позволить себе только предприятия, инвестированные зарубежными партнерами или имеющие поддержку со стороны финансовых структур.

Негативное воздействие таких факторов, как использование устаревших технологий, изношенного оборудования, слабый спрос на инновации, низкий уровень автоматизации и самопланирования и т.д., обусловило постепенное снижение качества, комплексности и целенаправленности управления, преобладание краткосрочных целей в ущерб долгосрочному развитию. На сегодняшний день практически отсутствует система управления развитием предприятий лесопромышленного комплекса.

Остро востребованы на предприятиях новые инструменты и методики, которые позволили бы восстановить систему управления их развитием и вывести на качественно новый уровень.

Предприятия комплекса нуждаются в выработке специальной системы повышения эффективности их деятельности, которая бы в должной мере учитывала специфичность современной экономической ситуации в Кировской области.

По нашему мнению, для повышения эффективности деятельности предприятий лесной промышленности необходимо предусмотреть систему следующих мероприятий:

1) упорядочение таможенных пошлин. Чем глубже переработка, тем меньше должна быть пошлина;

2) разработку и реализацию проектов и программ привлечения отечественных и иностранных инвестиций в лесной комплекс для реализации высокоэффективных проектов. Кроме того, необходимо предложить предприятиям лесопромышленного комплекса понятную схему реализации инвестиционных проектов за счет собственных и привлеченных средств;

3) проведение диагностики экономического состояния предприятий, как ключевого элемента в процессе формирования и реализации политики экономического роста лесопромышленных предприятий;

4) организацию органами власти области совместно с предприятиями лесного комплекса маркетинговых исследований, выставок, семинаров. Оказание помощи предприятиям в реализации их проектов, повышении рентабельности и конкурентоспособности лесобумажной продукции на внутреннем и мировом рынках;

5) использование комплексного подхода в управлении финансово-экономическим состоянием предприятий, создание единого информационно-аналитического пространства, охватывающего всю производственно-экономическую деятельность лесопромышленных предприятий;

6) обеспечение участия в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории области;

7) представление льгот предприятиям лесопромышленного комплекса на тепловую и электрическую энергию. Обеспечение устойчивого энергоснабжения в период максимального объема заготовки древесины;

8) представление, в случае необходимости, гарантий администрацией области инвесторам, участвующим в кредитовании мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятий лесопромышленного комплекса;

9) организацию на основе долгосрочной аренды (лизинга) системы обеспечения деревообрабатывающих и лесозаготовительных предприятий области лесозаготовительной техникой и деревообрабатывающим оборудованием с использованием на эти цели средств финансовой поддержки лесопромышленного комплекса на возвратной основе.

В заключение отметим, что объективно лесопромышленный комплекс Кировской области сегодня во многом функционирует за счет потенциала, созданного еще в период административно-командной системы хозяйствования. Дальнейшее развитие производств комплекса во многом зависит от реализации системы мер по повышению эффективности деятельности предприятий. Без существенного усиления роли государства преодоление накопившихся проблем в этой сфере представляется трудновыполнимой задачей.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:50