Земельный налог и совершенствование механизма его администрирования в Республике Дагестан

Кадиева Р.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кадиева Р.А. Земельный налог и совершенствование механизма его администрирования в Республике Дагестан // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 116-120.

Аннотация:
К основным целям земельного налогообложения относятся стимулирование рационального использования земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий, освоение и охрана земель.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, земельный налог, землепользование, Республика Дагестан

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



К основным целям земельного налогообложения относятся стимулирование рационального использования земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий, освоение и охрана земель.

Земельный налог устанавливается Земельным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действие в соответствии с Земельным кодексом и нормативными правовыми актами этих представительных органов. Он обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования, а физические лица - и на праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговые ставки за землепользование устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, не могут превышать 0,3%.

Статистические данные по Республике Дагестан свидетельствуют, что доля налога за землепользование в общей сумме налоговых поступлений, также как и по Российской Федерации, имеет тенденцию к возрастанию. Более того, с 1994 г. по 1997 г. произошел значительный рост поступлений налога за землепользование и его доля достигла 3,1%. В дальнейшем, в 1998-1999 гг. произошло некоторое снижение поступлений земельного налога, обусловленное кризисом 1998 г. Однако в 2000 г. наметилась тенденция роста доли данного налога в общей сумме налоговых поступлений по республике и в 2003 г. она составила 3,5%. В последние два года она мало изменилась: 2004-3,4%, 2005 – 3,6%. Однако в связи с значительным улучшением положения со сбором налогов с коммерческих предприятий в 2006 г. доля земельного налогообложения уменьшилась до 2,6%. Одновременно уменьшился сбор налога за землепользование на 6,7%. Следует отметить, что текущий рост поступлений налога на землю в основном обусловлен индексацией ставок земельного налога.

С развитием и расширением рыночной экономики, совершенствованием земельных отношений, развитием правовой базы в части владения и пользования землей, налоговые поступления от землепользования в России будут расти. Причём в субъектах федерации и муниципальных образованиях эта тенденция будет иметь ещё более ярко выраженный характер. Об этом свидетельствует сложившаяся динамика налога на землепользование. Так, за период с 1997 г. по 2003 г. при общем росте налоговых поступлений в Республике Дагестан в 10,8 раза, налог на землю вырос в 12,1 раза, к 2005 – в 16,1 раза, в 2006г. он составил 15,1 раза.

В структуре налога на землепользование преобладает земельный налог на земли городов и посёлков. Это объясняется тем, что земля стала объектом купли-продажи и ограниченность площадей привела к увеличению ставок земельного налога. Так, например, в г. Махачкале ставки земельного налога по разным территориальным зонам выросли с 2002 г. по 2004 г. почти в два раза, а с 2005 г. по 2006 г. - в четыре раза.

Доля земельного налога сельскохозяйственного назначения в структуре налога на землепользование сократилась с 23,2% в 2000 г. до 12,4% в 2003 г. Причиной явилось не снижение ставок земельного налога, а опережающий рост земельного налога на городские земли. В перспективе эта тенденция сохранится, и его доля в налоговых поступлениях городов будет расти. В 2004 г. продолжился процесс снижения этой доли – 12,0%, а в последующие 2 года произошел резкий рост: 25,6% в 2005г. и 34,8% в 2006г, что обусловлено опережающим ростом налогов и сборов на землю сельскохозяйственного использования.

Земельный налог в городах развитых стран обеспечивает 40-50% всех доходных поступлений, в то время как в Москве, например, едва превышает 2%-й уровень. В Махачкале доля земельного налога составляет 5,3 % .

Растёт также доля земельного налога на прочие земли. В тоже время наблюдается снижение доли поступлений за счет арендной платы на землепользование – в 2002-2003 гг. она практически приблизилась к нулю, что связано с реализацией прав собственности на землю.

Таким образом, состав, структура и динамика земельного налога в Республике Дагестан отражают происходящие изменения в отношениях землепользования.

Однако структура земельного налога по уровням бюджетов значительно различается в разрезе административных районов и городов Республики Дагестан.

Одна из существенных проблем действующей налоговой системы - это низкая собираемость и высокий уровень недоимок по налогам и сборам. Причин, обуславливающих такое явление, достаточно много, но основная из них связана с убыточностью многих налогоплательщиков, так как сельское хозяйство республики является преимущественно убыточной отраслью – число таких неблагополучных предприятий и сама величина задолженности растут из года в год.

В целях совершенствования практики администрирования земельного налога в рамках реализации положений Постановления Правительства РФ 2004 г. № 410 [1], на наш взгляд, необходимо тесное взаимодействие налоговых органов и органов местного самоуправления. Цель взаимодействия – обеспечение финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения местных бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. В свою очередь, органы местных администраций обязаны представлять необходимую информацию в налоговые органы. Для оперативного решения вопросов обмена информацией органы местного самоуправления должны быть полностью оснащены компьютерной техникой и программным обеспечением. Соответствующее программное обеспечение уже разработано и апробировано налоговой службой в Татарстане и Кемеровской области.

Важным направлением улучшения администрирования земельного налога может стать унификация баз данных территориальных органов Росрегистрации и Роснедвижимости по Республике Дагестан. Кадастровые номера земельных участков, содержащиеся в базе этих двух ведомств, не всегда совпадают. Сведения о правообладателях могут находиться в архивах земельных комитетов и муниципальных образований, которые ранее выделяли земельные участки. Поэтому налоговым органам придется самостоятельно актуализировать сведения об упомянутых лицах.

В целом можно констатировать, что Управление федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан готово к администрированию земельного налога в новых условиях. Однако чтобы сохранить этот источник дохода местных бюджетов, необходимы согласованные действия и других органов власти – участников земельных правоотношений.

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».


Источники:

1. Чешев А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства. Ростов н/Д, Изд.центр «Март», 2002 .
2. Шагайда Н. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений. Вопросы экономики, 2005, №6.
3. Шелковников Н. Совершенствование экономического механизма аграрных отношений. АПК: Экономика и управление 2001, №12.
4. Эльдиев М. Совершенствование налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. АПК: Экономика и управление, 2001, №4.
5. Юсуфов А.М. Формирование земельных отношений и их экономическое регулирование. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий,1999, №6.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 14:59:07