Роль государства в развитии частного предпринимательства в рамках стимулирования роста российской экономики предприятий пищевой промышленности

Калашников С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Калашников С.В. Роль государства в развитии частного предпринимательства в рамках стимулирования роста российской экономики предприятий пищевой промышленности // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 36-40.

Аннотация:
Рыночная экономика, как правило, является саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Однако, несмотря на данную особенность даже такой тип экономики не в состоянии осуществлять полное саморегулирование всех процессов, в том числе и в сфере предпринимательства. В этой связи ключевая роль по воздействию на предпринимательскую деятельность принадлежит государству.

Ключевые слова: предпринимательство, пищевая промышленность, промышленные предприятия, государственное регулирование предпринимательства

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Рыночная экономика, как правило, является саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Однако, несмотря на данную особенность даже такой тип экономики не в состоянии осуществлять полное саморегулирование всех процессов, в том числе и в сфере предпринимательства. В этой связи ключевая роль по воздействию на предпринимательскую деятельность принадлежит государству.

Мировой опыт демонстрирует следующую закономерность: чем на более высоком уровне экономического развития находится государство, тем больше внимания и усилий оно уделяет развитию национального предпринимательства. Также можно отметить и следующую закономерность – рыночные механизмы эффективно функционируют только тогда, когда в стране действует большое количество малых, средних и крупных предпринимательских структур.

Для развития предпринимательства, необходимого для роста национальной экономики, требуется направленное государственное регулирование и поддержка. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой комплекс общих и специальных мер экономического, нормативно-правового, организационного и социального характера, направленных на создание благоприятных условий для становления и самостоятельного развития национального предпринимательства в контексте устойчивого социально-экономического развития страны.

Особенно важна роль государства в данной области в период становления национальной экономики, функционирующей на рыночных принципах. В такой период меры принимаемые государством должны носить масштабный и сильный характер, становясь по мере укрепления национальной экономики более и «точечными» и избирательными, повышая степень свободы частного предпринимательства.

В период становления национального предпринимательства целесообразно использовать такой рычаг воздействия на данную сферу деятельности, как налоговое регулирование, поощряющее перспективные и значимые для национальной экономики направления деятельности хозяйствующих субъектов. Хорошей иллюстрацией к вопросу с налогообложением предпринимательской деятельности может послужить кривая Лаффера (см. рис. 1)

Рис. 1. Кривая Лаффера

На данном рисунке Т – обозначает массу собираемых государством налоговых поступлений, а t – величину налоговой ставки. Как мы видим, прямой зависимости массы собираемых налогов от величины налоговой ставки не существует. Одновременно на себя обращает внимание тот факт, что масса собираемых налогов в точках Т1 и Т2 одинаков, при разных налоговых ставках, однако, в точке Т1 (при более низкой налоговой ставке) предпосылок для развития национального предпринимательства, а как следствие, и для увеличения налогооблагаемой базы очевидно больше.

Другим рычагом поддержки национально значимых направлений предпринимательства может стать финансовая поддержка. Например, предоставление целевых кредитов через специализированные финансовые институты, или частичное субсидирование из бюджета процентной ставки по банковским кредитам. Также возможно предоставление государством целевых гарантий возврата кредита банковским структурам, предоставляющим кредиты под перспективные коммерческие проекты. Причем в последнем случае государство не отвлекает из бюджета собственные средства, а ставки по предоставляемым банками кредитам будут существенно ниже, если бы они предоставлялись без государственных гарантий, что объясняется меньшей величиной риска по предоставляемому кредиту.

Существует также еще множество различных методов поддержки государством национального предпринимательства, однако, встает вопрос: «Какая роль отводится предпринимательству в росте национальной экономики, и какие направления в предпринимательской деятельности можно считать наиболее перспективными?».

По мнению автора, подсказка на данный вопрос содержится в теории длинных экономических циклов Н.Д. Кондратьева и теории технологических «кластеров» Й. Шумпетера. Согласно последней теории в основе каждой новой волны длинного экономического цикла, выводящего страну на высокие темпы технико-экономического развития, лежит концептуально новая технология, то есть двигателем экономического прогресса в форме циклического движения является не всякое инвестирование в производство, а лишь инновации ‑ введение принципиально новых товаров, техники, форм производства и обмена.

В рамках данной теории взаимодействие предпринимателей и государства выглядит следующим образом. Государство ведет базовые научные исследования, которые могут лечь в основу принципиально новых технологий. Затем в технопарках проходит апробация результатов данных исследований, и осуществляются необходимые прикладные научные разработки. Роль государства в данном случае связана с необходимость концентрации крупных финансовых ресурсов.

Затем, когда новый «кластер» нововведений сформирован, наступает время внедрения новых технологий в массовое производство. Как показывает международный опыт только ресурсов государства для этого недостаточно. Государство может лишь сконцентрировать часть ресурсов для исследований, позволяющих сделать технологический прорыв, однако, для запуска массового производства новой техники требуется привлечение разрозненных капиталов частных фирм. Логика предпринимателя в данном случае продиктована тем, что новые технологии, как правило, основаны на новых ресурсосберегающих принципах. Это приносит существенный экономический эффект по сравнению с предыдущими технологиями и позволяет получать более высокую прибыль.

Со своей стороны государству следует активно поддерживать предпринимателей, осваивающих новые технологии путем оказания финансовой поддержки, налоговых преференций, изданием соответствующих нормативно-правовых актов и пр.

Как известно, в России в настоящее время в расширенном воспроизводстве находятся технологии, относящиеся к третьему и четвертому технологическим укладам, в то время, когда в развитых странах идет формирование производственных цепочек нового, шестого техноуклада и становление экономик постиндустриального типа.

В этой связи очевидна целесообразность незамедлительной активизации государства на направлении поддержки инновационного предпринимательства и формировании концептуальной государственной политики в данной области, призванной вывести государство на адекватные мировым темпы технико-экономического развития.

Очевидно, что без тесного взаимодействия государства и предпринимателей выход страны на высокие темпы технико-экономического роста невозможен, т.к. без участия государства становятся невозможными серьезные базовые научные исследования и их стартовая прикладная апробация, а без массового участия частных предпринимателей исключено масштабное внедрение новых технологий в расширенное воспризводство.


Страница обновлена: 16.04.2024 в 09:57:30