Актуальные проблемы эффективного управления туристско-рекреационным комплексом городов-курортов

Кажан Д.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кажан Д.Н. Актуальные проблемы эффективного управления туристско-рекреационным комплексом городов-курортов // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 83-86.

Аннотация:
Развитие рыночной экономики привело к правовой и экономической независимости предприятий туристско-рекреационного комплекса от муниципальных органов власти. Законодательно административным органам запрещено вмешательство в функционирование бизнеса. Однако с целью наиболее эффективного функционирования отдельных предприятий возникает проблема координации их действий. В странах с развитой рыночной экономикой в деятельности местных органов власти по управлению развитием туристско-рекреационного комплекса наметилась устойчивая тенденция, которая проявляется в виде перехода от административного к координационному менеджменту.

Ключевые слова: туризм, туристский бизнес, туристско-рекреационный комплекс, город-курорт, координационный менеджмент, административный менеджмент



Развитие рыночной экономики привело к правовой и экономической независимости предприятий туристско-рекреационного комплекса от муниципальных органов власти. Законодательно административным органам запрещено вмешательство в функционирование бизнеса. Однако с целью наиболее эффективного функционирования отдельных предприятий возникает проблема координации их действий. В странах с развитой рыночной экономикой в деятельности местных органов власти по управлению развитием туристско-рекреационного комплекса наметилась устойчивая тенденция, которая проявляется в виде перехода от административного к координационному менеджменту.

К сожалению, в нашей стране пока мало кто из руководителей муниципальных образований понимает необходимость и целесообразность перехода к координационному менеджменту. Еще довольно широко распространены попытки административно-командных методов управления различными комплексами муниципальных образований, в том числе и санаторно-курортным комплексом городов-курортов, что в свою очередь приводит к сокрытию предприятиями своих доходов, занижению налогооблагаемой базы, и, как следствие, – к дефициту бюджетов различных уровней.

Решить проблему управляемости предприятиями туристско-рекреационного комплекса со стороны органов власти в условиях рыночной экономики вполне возможно. Основой же такого управленческого воздействия может и должно стать совпадение интересов местных администраций и предприятий в решении накопившихся общих проблем на взаимовыгодных условиях.

Основной задачей любого коммерческого предприятия, и туристско-рекреационного в том числе, является получение максимальной прибыли, что в свою очередь ведет к увеличению налоговых отчислений в бюджет. А поскольку пополнение бюджета является одной из основных задач органов местного самоуправления, то очевидна прямая заинтересованность органов власти в стимулировании и поддержке развития предприятий туристско-рекреационной сферы. Именно стимулирование и поддержка, как основные методы менеджмента.

Группа методов стимулирования экономического характера основана на использовании материальных интересов людей. Человек активизирует свою деятельность и придает ей целевую направленность в зависимости от того, в какой мере результаты его деятельности будут подкреплены и вознаграждены материальными стимулами, удовлетворяющими потребности людей. Стимулирующее воздействие материальных побудителей имеет место как в отношении отдельных людей, так и трудовых коллективов.

Таким образом, экономическое побуждение выступает как основной метод управления, опирающийся на интересы людей, возбуждающий экономическую заинтересованность объекта управления в добросовестном и качественном выполнении управляющих воздействий, исходящих от субъекта управления. В этом случае влияние со стороны органов управления на предприятие проявляется в форме таких стимулов-побудителей, как премирование, разные формы вознаграждения, предоставление налоговых льгот, низких ставок кредитного процента, выгодных условий приватизации государственного имущества, аренды объектов государственной и муниципальной собственности, распространяемые на широкий круг организаций и лиц, расширение экономической свободы.

Необходимо отметить, что экономическое побуждение опирается не только на положительные стимулы, но и на систему налогов, платежей, отчислений, т. е. рациональных ограничителей и даже штрафных санкций.

Продуманная налоговая политика, различные скидки, льготы или полное освобождение от уплаты налогов, разнообразные программы долгосрочного кредитования, лизинговые программы с участием на взаимовыгодных условиях органов власти, государственных и коммерческих кредитных учреждений должны стать неотъемлемой частью работы местных администраций по поддержке малого и среднего бизнеса. Это имеет большое значение, как для экономики региона, так и для экономики России в целом, так как конкурентное народное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего малого бизнеса.

Наряду с продуманной налоговой и кредитной политикой для осуществления эффективного управления туристско-рекреационным комплексом городов-курортов необходимо наличие обратной связи с объектами управления. Средством установления такой обратной связи между местными администрациями и предприятиями туристско-рекреационной сферы может стать формирование общественного органа при местной администрации, обладающего законодательной инициативой, который объединит руководителей различных предприятий, представителей частного бизнеса, с целью координации их действий в решении общих проблем.

Это позволит донести до органов муниципального управления те насущные проблемы, которые существуют в санаторно-курортном комплексе. Активное участие представителей курортных предприятий на всех стадиях разработки, принятия и осуществления управленче6ских решений, касающихся санаторно-курортного комплекса города, обеспечит как регулирование отношений в сфере курортного бизнеса, так и реализацию их профессионального, предпринимательского, научного и прочих потенциалов, а также способствует развитию местного самоуправления. Высокий уровень взаимопонимания и взаимодействия между властью и бизнесом послужит основой стабильного политического, экономического, социального развития региона.

Еще одной актуальной проблемой эффективного управления туристско-рекреационным комплексам является отсутствие единой скоординированной системы статистического учета, соответствующей международным требованиям. Создание такой системы позволит объективно учитывать количество приезжающих на отдых, ежегодный прирост или отток отдыхающих, динамику развития туристского комплекса городов-курортов, а также и мультипликативный эффект от туристской деятельности.

Туризм, в соответствии с рекомендациями ВТО, с позиций комплексного управления следует рассматривать с учетом применения основных принципов планирования. Без реальных статистических данных объективно отражающих состояние дел в отрасли, спланировать деятельность туристского комплекса на перспективу крайне затруднительно.

Решение проблем управления и развития туристской отрасли возможно только при комплексном подходе, предусматривающем меры организационного, правового, экономического и социального характера.

Под организационными и правовыми понимается создание эффективной структуры управления и законодательной базы. Экономическое регулирование предусматривает реализацию федеральных, региональных и отраслевых программ, а также разработку особых экономических механизмов с целью привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для развития инфраструктуры курортных регионов.

Одним из примеров таких особых экономических механизмов может стать включение курортных территорий в число свободных экономических зон, что дало бы возможность предоставлять существенные налоговые льготы тем инвесторам, которые готовы вкладывать свои капиталы в развитие курортных территорий. Это позволило бы существенно повысить привлекательность этих регионов для российских и зарубежных инвесторов и дало возможность сравниться по условиям работы со многими странами, где существуют льготы для инвесторов, занимающихся развитием туристской сферы.

Лишь при научно обоснованном и эффективном использовании уникального рекреационного потенциала, при управлении курортными регионами на контролируемой комплексной и устойчивой основе с учетом международного опыта, а также российских особенностей и традиций, наши курорты смогут удовлетворять потребности российских граждан, а также зарубежных гостей.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:44