Социально-экономические проблемы фармацевтического рынка России

Демидов Г.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Демидов Г.Г. Социально-экономические проблемы фармацевтического рынка России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 139-143.

Аннотация:
Увеличение продолжительности жизни, сохранение трудоспособности, снижение или вовсе преодоление тяжелых человеческих недугов и другие, не менее важные вопросы были актуальны во все времена и во всех государствах. Только решались и решаются они по-разному. Целенаправленные действия в указанных областях способны обеспечить защиту жизненноважных интересов общества, личности, государства в целом. Все это позволит изменить демографическую ситуацию в стране.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическая экспертиза, фармацевтический рынок, фармацевтика, здравоохранение, демографическая ситуация, демография, сэз

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Увеличение продолжительности жизни, сохранение трудоспособности, снижение или вовсе преодоление тяжелых человеческих недугов и другие, не менее важные вопросы были актуальны во все времена и во всех государствах. Только решались и решаются они по-разному. Целенаправленные действия в указанных областях способны обеспечить защиту жизненно-важных интересов общества, личности, государства в целом. Все это позволит изменить демографическую ситуацию в стране.

То, что отечественный фармацевтический рынок находится в глубоком кризисе, очевидно для всех. Для того чтобы изменить ситуацию коренным образом, необходимы экстренные и эффективные меры по поддержке и одновременно, усилению контроля государства за этой жизненно-важной и необходимой для каждого человека в нашей стране, отраслью производства.

Состояние здоровья населения, уровень и качество жизни людей неразрывно связаны с уровнем развития фармацевтического обеспечения и, соответственно, развития науки и производства этой отрасли. Меры по решению этой проблемы могут выражаться не только в бюджетном финансировании, но и в создании системы более эффективного социального (в т. ч. медицинского) страхования, благоприятного климата для повышения материального обеспечения самих граждан, а также в усилении инновационной позиции науки и производства отечественных лекарственных препаратов.

При сохранении нынешних тенденций население большинства территорий России будет уменьшаться вдвое через каждые 28-30 лет. Этот статистически и теоретически обоснованный вывод выглядит значительно тревожнее, чем иные мрачные футурологические прогнозы.

Преодоление отставания России в этом направлении можно достичь путем существенных и адресных вложений в сохранение и улучшение человеческого капитала. Правительством разработаны приоритетные национальные проекты, направленные на улучшение качества жизни населения на период 2006-2007 гг. Прежде всего, это касается образования, здраво­охранения, строительства жилья и развития агропромышленного ком­плекса.

В целом, по «Проектам» предполагается выделение средств в раз­мере 0,5% от ВВП. По проекту «Здравоохранение» они направляются на увеличение:

‑ зарплаты участковых врачей на 10 тыс. рублей, участковых мед­сестер - на 5 тыс. рублей;

‑ дорогостоящих операций до 250 тыс. в год;

‑ приобретение 12 тысяч машин скорой помощи.

В структуре проекта «Здравоохранение» государственная поддержка и развитие отечественной фармацевтической индустрии не предусмотрены. Однако есть прямые показания для того, чтобы предпринимать срочные меры по развитию отечественного рынка.

Целенаправленное инновационное развитие Российской Федерации находится в прямой зависимости от решения таких проблем, как:

1) усиление позиции страны в экономической безопасности общества, личности, государства;

2) стабилизация и улучшение демографической ситуации;

3) повышение уровня здравоохранения путем обеспечения населения высококачественными и эффективными лекарственными средствами (включая уничтожение рынка фальсифицированных лекарственных средств (ЛС));

4) становление и развитие отечественного производства ЛС.

В начале 90-х годов был принят пакет документов, направленный на защиту общества, личности и государства. В Концепции национальной безопасности РФ отражается официальная позиция: «под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти РФ». Таким образом, роль государства на фармацевтическом рынке проявляется в двух стратегических направлениях:

‑ в установлении общих правил и рамок деятельности субъектов рынка,

‑ в определении закупок ЛС за счет бюджетов всех уровней. Другие субъекты фармацевтического рынка лишь конкурируют за государственный спрос.

Значимость фармацевтического рынка обуславливает его положение за счет обеспечения оптимального совмещения интересов различных социальных факторов (распределение, потребление, государственное управление и контроль, демография) и направлением их на главную цель - улучшение качества жизни населения.

Соотношение лекарственных средств отечественного и импортного производства - 41,5% и 58,5%, рецептурных и безрецептурных - 69% и 39%, ЛС больничного и аптечного отпуска 30% и 70%. Для закрепления позиций на российском рынке отечественных предприятий необходимо усиление государственной политики и контроля в направлении:

- увеличения выпуска конкурентоспособной импортозаменяющей продукции;

- инвестирования мероприятий, связанных с решением социальных проблем;

- обеспечения структурной перестройки и формирования конкурентоспособных производств.

Острота проблемы и неотложное ее решение, по мнению экспертов, заключается еще в том, что динамика развития мирового фармацевтического рынка носит циклический характер с периодом в 12-15 лет. Соответственно, мощным толчком к развитию рынка является введение новых, революционных препаратов. Это наиболее эффективно для стран с высокой покупательной способностью населения, где государство осуществляет большие затраты на медицину.

Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий отражены в документе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В документе сказано, что развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов РФ. Для достижения этой цели должна осуществляться поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций.

При этом важными условиями возрождения отрасли должны стать: обеспечение занятости высококвалифицированных специалистов; финансирование научных исследований, установление размера заработной платы не ниже мирового уровня, помощь в решении жилищных проблем и т. д.

Для создания и производства эффективных и безопасных лекарственных средств необходим симбиоз новейших методов конструирования: моделирования, математического описания поведения объекта, статистической обработки полученных данных, анализа адекватности про­граммными средствами с помощью персонального компьютера.

Эффективность конструирования неразрывно связана с экономическими аспектами, патентным законодательством, психологией взаимоотношений руководителя и коллектива разработчиков, инвесторов проекта. Разработка системного подхода к производству лекарственных средств от концепции до коммерческого продукта должна существенно повлиять на качество и стоимость НИОКР в целом. Кроме того, ужесточение госконтроля за наличием «подделок» также входит в обязательную систему мер. Целенаправленные действия в указанных областях обеспечат защиту жизненно-важных интересов общества, личности, государства в целом. Все это позволит изменить демографическую ситуацию в стране.


Источники:

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (№2446-1 от 5 марта 1992г. (с изменениями от 25.12.1992 г., 24.12.1993 г., 25.07.2002 г.).
2. Концепция Национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президен­та РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) (в ред. Указа президента РФ от 10.01. 2000г. № 24).
3. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения) (одобрена Указом президента РФ №608 от 29.04.1996 г.)
4. Гончаренко Л. П. и др. Менеджмент: экономическая безопасность. – М.:ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2005 г.
5. Добрынин А.И. Качество жизни - социальная экономическая стратегия общества. // Вестник РЭА. – М.:РЭА, 2006 г. - № 3, с.48-57.
6. Мошков В. В. Экономические проблемы развития фармацевтического рынка России (на примере г. Москвы). // Дисс. на соискание уч. степени к.э.н. - М.: МГОУ,2005 г.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:47:08