Особенности заключения договоров на оказание услуг в сфере интеллектуальной деятельности

Орлов А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (9), Сентябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Орлов А.И. Особенности заключения договоров на оказание услуг в сфере интеллектуальной деятельности // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 9. – С. 42-50.

Аннотация:
Что такое услуги? Понятие “услуги” (conditional deposit) – имеет английское происхождение. Под “услугами” понимается предпринимательская деятельность гражданина или юридического лица, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Услуги, как правило, являются результатом непроизводительной деятельности и предоставляются на основании соответствующего гражданско-правового договора между лицом, оказывающим услуги (исполнителем) и лицом, которому оказывается данная услуга (потребителем)”. В связи с разнообразием действий в гражданско-правовой сфере по удовлетворению потребностей спектр услуг чрезвычайно широк.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, услуги, оказание услуг, договор оказания услуг

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



“Информация и знания – термоядерное оружие

в конкурентной борьбе нашего времени”.

Томас Стюарт. “Богатство от ума”

Что такое услуги?

Понятие “услуги” (conditional deposit) – имеет английское происхождение. Под “услугами” понимается предпринимательская деятельность гражданина или юридического лица, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Услуги, как правило, являются результатом непроизводительной деятельности и предоставляются на основании соответствующего гражданско-правового договора между лицом, оказывающим услуги (исполнителем) и лицом, которому оказывается данная услуга (потребителем)” [1]. В связи с разнообразием действий в гражданско-правовой сфере по удовлетворению потребностей спектр услуг чрезвычайно широк.

Стремительный рост объемов информации и знаний способствует быстрому росту услуг в интеллектуальной сфере, которые воплощаются в ряде договоров, в первую очередь в договорах на оказание информационных, консультационных услуг, а также услуг по обучению.

Правовое регулирование оказания услуг.

Правовой основой оказания услуг являются соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, глава 39 Гражданского кодекса РФ ‑ “Возмездное оказание услуг”. При этом нормы указанной главы применяются к договорам оказания следующих услуг: связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам подряда, договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, расчетов платежными поручениями, аккредитивами, по инкассо и чеками, хранения, поручения, комиссии, и доверительного управления имуществом, которые регулируются соответствующими главами ГК РФ.

До 1964 года ГК РФ не предусматривал специального регулирования договора возмездного оказания услуг. Действовавшие ранее нормы, регулировавшие такие виды услуг, как поручение, комиссия, перевозка и другие, не охватывали всего многообразия услуг, возникших в период рыночных отношений, и специфики новых видов услуг. Поэтому появившиеся вновь виды услуг оказались за пределами правового регулирования, либо регулировались ведомственными нормативными актами.

В статье 779 нынешнего ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (т.е. совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Услуги как самостоятельный объект гражданского права.

Важным явился тот факт, что наряду с нормами вышеуказанной главы статья 128 ГК РФ закрепила услуги в качестве самостоятельного объекта гражданского права наряду с имуществом, результатами интеллектуальной (творческой) деятельности и нематериальными благами.

Вследствие этого услуги могут оцениваться и функционировать наряду с другими объектами гражданского права, в том числе в качестве вкладов в уставные капиталы организаций и в совместную деятельность.

В частности, статья 1042 ГК РФ вкладом товарища в простое товарищество при осуществлении совместной деятельности признает все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловую репутацию и деловые связи. При этом денежная оценка вкладов предполагается равной по стоимости, если иное не следует из договора или фактических обстоятельств.

Формализация оказания услуг в интеллектуальной сфере, присутствующая в различных видах договоров.

Консультации, информация и обучение производятся, оказываются и передаются в двух формах:

а) непосредственно при заключении договора на оказание соответствующего вида интеллектуальных услуг;

б) в качестве составной части других видов договоров при оказании иных услуг или выполнении работ, где консультации, информация и знания выступают в качестве необходимых сопутствующих услуг.

В частности, это имеет место при передаче и внедрении изобретений, рационализаторских предложений, лицензий, технологий, ноу-хау и других объектов имущественного и неимущественного характера, которые выступают в гражданском обороте самостоятельно, или по поводу использования которых заключаются договоры, регулируемые специальными законами (законами об авторских правах, патентах, о товарных знаках и т.п.) [2, 3].

Однако при составлении договоров в сфере коммерческой концессии, лизинговых операций, передаче товарных знаков, торговых марок и т.п., где консультации, знания и информация выступают органичной составной частью такого рода договоров, целесообразно учитывать общие подходы, принципы и методики, применяемые к договорам на оказание консультационных, информационных и образовательных (обучающих) услуг.

Предмет оказания услуг в сфере интеллектуальной деятельности.

В отличие от иных видов услуг, где предметом являются сами действия по их оказанию, в сфере интеллектуальной деятельности, наряду с самими действиями, самостоятельным предметом часто выступает конечный результат, от достижения которого во многом зависит уровень оплаты оказанных услуг.

То есть при оказании услуг в интеллектуальной сфере оцениваются как действия, так и результат. В связи с чем, зачастую наряду с основной оплатой устанавливается дополнительная (роялти, которая выплачивается в процентном отношении или в фиксированной сумме в течение определенного сторонами конкретного периода использования результатов интеллектуальных услуг, полученных по итогам консультаций, обучения, использования информации).

Поэтому спорить о том, что именно ‑ действия или результат составляют предмет таких договоров, вряд ли целесообразно, поскольку они тесно слиты в процессе оказания услуг.

Также в отличие от иных видов услуг ‑ комиссии, поручения, где исполнитель преимущественно выступает в качестве посредника, ‑ в договорах на оказание интеллектуальных услуг знания, информация, которые он продает посредством консультаций, предоставления информации и организации обучения, на основаниях, разрешенных законодательством, принадлежат исполнителю.

Формы результатов оказания услуг в интеллектуальной сфере.

В интеллектуальной сфере, также как и при оказании иных видов услуг, возможно достижение результатов как в овеществленной форме, так и при ее отсутствии. Следовательно, особенности такой формы должны обязательно обусловливаться в договоре. Кроме того, возможно, что часть консультаций, оказываемых в процессе исполнения одного и того же договора, могут не иметь овеществленной формы, а часть консультаций такую форму иметь. В этом случае следует оговаривать отдельно порядок и особенности оказания таких услуг, оценку и предоставление результатов в конкретных овеществленных формах.

Должен ли исполнитель оказывать услуги только лично?

В соответствии со статьей 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, то исполнитель обязан оказать услуги лично. Однако это не лишает права исполнителя, по согласованию с заказчиком привлекать соисполнителей, включив такое условие в заключаемый договор.

Письменное задание – основа четкого определения предмета договора.

К числу обязанностей заказчика относятся формулирование задания на оказание услуг и оплаты выполненных услуг в сроки и в порядке, указанные в соответствующем договоре.

При этом следует иметь в виду, что при оказании услуг в сфере предпринимательской деятельности заказчик вправе не оплачивать досрочно выполненные услуги, если возможность досрочного оказания услуг не обусловлена договором.

Правовые последствия неисполнения обязательств.

Специфичными особенностями договоров на оказание услуг, в том числе в сфере интеллектуальной деятельности, отраженной в статье 781 ГК РФ, является то, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случае же, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 782 допускает возможности одностороннего отказа от исполнения договора:

‑ заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;

‑ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Напомним, что в соответствии со ст. 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Методика определения цен на услуги в сфере интеллектуальной деятельности

Как теоретический, так и практический интерес вызывает вопрос формирования цены на интеллектуальные услуги. В отличие от цен на фотоуслуги, медицинские услуги, услуги банно-прачечных комбинатов и некоторых иных организаций, цены на которые устанавливаются государственным, местным или муниципальным органом, цены на оказание интеллектуальных услуг определяются соглашением сторон. Лишь в отдельных случаях в государственных, коммерческих учебных заведениях они устанавливаются администрацией соответствующих учебных заведений в одностороннем порядке.

При оплате интеллектуальных услуг применяются:

‑ почасовые ставки;

‑ общая цена на оказываемые услуги (в том числе возможна поэтапная оценка услуг).

Диапазон цен на оказание консультационных, в том числе юридических, организационно-экономических, технических, а также информационных и образовательных услуг значительно колеблется и может составлять от 10 рублей до 20-30 тысяч рублей за час, в зависимости от опыта консультанта и значимости решаемых проблем.

Могут устанавливаться также самые различные цены на оказание разовых услуг в перечисленных и иных сферах, связанных с интеллектуальной деятельностью.

В иных случаях оплата услуг привязывается к конечному результату. В этом случае, как правило, определяется процент от эффективности полученных результатов и может составлять до 50 и более процентов, например, от суммы взысканных средств либо от суммы полученной экономии в результате внедрения соответствующих рекомендаций консультанта.

Цены могут также колебаться в зависимости от объемов консультаций, степени их сложности, сроков исполнения, количества консультантов, используемых технических средств и других инструментов консультирования. И все же, в конечном итоге, цена, как правило, результат взаимной договоренности.

Причины возникновения споров.

Одной из основных причин споров является недостаточно четко сформулированное задание на оказание услуг, отсутствие сроков исполнения и иных конкретных показателей, которые стороны порой не согласовывают.

Кроме того, причиной споров может явиться отсутствие письменного задания заказчика при заключении договора. В связи с чем рекомендуется совместная подготовка и согласование всех основных вопросов и проблем, связанных с консультированием, обучением и оказанием информационных услуг.

Другой широко распространенной причиной является неплатежеспособность заказчика и отсутствие каких-либо механизмов обеспечения исполненных обязательств.

Как обеспечить выполнение договора исполнителем и оплату его заказчиком?

При заключении данного вида договоров исполнители часто упускают из виду то, что исполнение договоров на оказание услуг также можно заранее обеспечивать (во избежание потерь установленными законодательно способами обеспечения), и которые часто не используются, а именно:

‑ неустойкой в виде штрафов и пеней;

‑ удержанием имущества должника;

‑ поручительством;

‑ банковской гарантией;

‑ задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

При этом законодатель не ограничивает фантазию исполнителя, который вправе предложить любые способы обеспечения, если их применение не будет противоречить закону. Кроме того, допускается применение любого количества способов обеспечения исполнения обязательств одновременно. К сожалению, такая практика применяется крайне редко. В тоже время по итогам анализа различных видов договоров даже в случае вынесения судом решения о взыскании ущерба он реально взыскивается в 30-50% случаев.

Целесообразно также применять страхование заключенных договоров. Подобные меры могут полностью устранить или минимизировать возможные в последующем имущественные потери.

Из каких финансовых источников оплачиваются услуги в интеллектуальной сфере?

Для предпринимателей, использующих в практический деятельности подобного рода договоры, также крайне важно подчеркнуть, что действующее законодательство разрешает относить суммы оплаты указанных услуг на себестоимость продукции (в отличие от рекламных и некоторых иных видов услуг, где установлены соответствующие ограничения). Поэтому для предпринимателей есть стимул для широкого привлечения интеллектуального капитала посредством использования консультационных, информационных и образовательных услуг для повышения эффективности деятельности организаций.

Ответственность сторон по договору

Законодательство предусматривает возможность установления различных видов ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих договорных обязательств.

К сожалению, зачастую стороны либо не полностью используют предоставленные законодательством возможности, либо не используют их вообще, ссылаясь на то, что “ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством”. В то время как действующее законодательство не может и не призвано устанавливать санкции за самые разнообразные условия, которые могут индивидуально устанавливаться сторонами.

Предусмотрение возможностей возникновения судебных споров в будущем

При заключении договоров стороны часто не придают значения и не пытаются предвидеть возможность возникновения споров и разногласий в будущем. При установлении места рассмотрения споров доминирующая сторона (заказчик или исполнитель) зачастую не используют право, предоставленное ей законодательством, а именно: право устанавливать договорную подсудность, фиксировать в договоре место рассмотрения спора, наиболее выгодное соответствующей заинтересованной стороне. Во многих случаях в договорах в части места рассмотрения споров также делается ссылка на действующее законодательство, которое в основном устанавливает таким местом место нахождения ответчика.

Автор надеется, что использование в практической деятельности изложенных положений и рекомендаций по заключению и исполнению договоров на оказание услуг в интеллектуальной сфере будет способствовать повышению эффективности деятельности коммерческих организаций, заключающих такие договора.


Источники:

1. Юридическая энциклопедия. ‑ М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 1997, с. 464.
2. Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау. /Пер. с нем. В.И. Дергачева. ‑ М.: Прогресс, 1976.
3. Штумпф Г. Лицензионный договор. /Пер. с нем., под ред. и со вступ. ст. М.М. Богуславского. ‑ М.: Прогресс, 1988.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:58