Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2007

Эффективность осуществления государственной поддержки развития малого бизнеса

Андреева Ирина Григорьева, канд.экон.наук, старший преподаватель Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, Россия

Павлов Константин Викторович, д-р экон. наук, профессор, директор Института региональной и национальной экономики Удмуртского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Аннотация:
При рыночных отношениях усиливается экономическая самостоятельность регионов. В этой связи особое значение приобретает изучение региональной эффективности от ведения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства на местах.
Цитировать публикацию:
Андреева И.Г., Павлов К.В. Эффективность осуществления государственной поддержки развития малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 95-98.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


При рыночных отношениях усиливается экономическая самостоятельность регионов. В этой связи особое значение приобретает изучение региональной эффективности от ведения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства на местах [2]. Причем, опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без государственной поддержки невозможно обеспечить развитие малого предпринимательства [5]. На наш взгляд, под государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства (СМП), с одной стороны, следует понимать сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и роста конкурентоспособности малого предпринимательства, а с другой стороны, вложение в него материальных и финансовых ресурсов, которые на начальных этапах должны носить либо безвозмездный, либо льготный характер.

Для оценки экономической эффективности СМП предлагается использовать следующие коэффициенты:      коэффициент общей эффективности (формула 1)

 коэффициент эффективности государственной поддержки СМП (формула 2)                                                    (2)

В табл. 1 приведены результаты авторского расчета экономической эффективности по предложенным коэффициентам (формулы 1 и 2) с использованием данных программ государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области.

Таблица 1

Расчет экономической эффективности за 1999–2004 гг.

 

1999  г.

2000  г.

2001  г.

2002  г.

2003  г.

2004  г.

ВРП смп, млн. руб. [1]

6989,1

12844,5

18994,0

18701,1

25797,8

33715,4

ГП смп, млн. руб. [4]

6,3

6,7

12,0

15,7

18,0

18,8

И ок.. смп, млн. руб. [1]

1202,9

1101,9

1391,8

2200,0

2459,7

2926,6

ГП смпок..смп, млн. руб.

1209,2

1108,6

1403,8

2215,7

2477,7

2945,4

К общ. э . эф.

5,7

11,6

13,5

8,4

10,4

11,4

К э. эф. гп

1110,3

1901,5

1582,8

1193,4

1433,2

1793,4

Помимо коэффициентного метода, нами предлагается оценивать эффективность СМП по факторным и результирующим показателям деятельности малых предприятий.

К факторным показателям можно отнести:

− число малых предприятий на 1 тыс. населения региона;

−соотношение выпуска товаров и услуг малых предприятий и валового регионального продукта (ВРП);

− удельный вес работников занятых на малом предприятии и индивидуальных предпринимателей в общей численности экономически активного населения региона;

− соотношение средней заработной платы работников малого предприятия и средней заработной платы, работающих в экономике региона;

− удельный вес прибыльных малых предприятий в общем числе действующих малых предприятий;

− удельный вес инновационно-активных венчурных малых предприятий в общем численности инновационных предприятий;

− удельный вес малых предприятий занятых в системе природоохранной деятельности в общей численности экологически направленных предприятий.

Результирующими показателями являются:

− рентабельность продукции малых предприятий (отношение прибыли (убытка) от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию);

− производительность труда на малых предприятиях (отношение выручки от реализации товаров,  продукции, работ, услуг к средней численности работающих на малых предприятиях).

Исходя из того, то эффективность – это комплексная экономическая категория, которая отражает максимальную отдачу предпринимательской деятельности на единицу затрат или ресурсов, комплексная оценка эффективности может включать в себя:

—    выявление тенденций в динамике социально-экономических показателей, характеризующих развитие СМП и эффективность их деятельности;

—    оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);

—    расчет показателей социальных эффектов от поддержки СМП [3].

При отнесении к малым предприятиям необходимо учитывать следующие положения:

1)      в рамках совокупности малых предприятий предлагается выделить группу микропредприятий (предприятия семейного типа). В качестве критерия для микропредприятий использовать фактическое число работающих до 10 человек, а для малого предприятия  - фактическое значение численности до 100 человек;

2)      на микропредприятиях управленческие и производственно-технологические функции замыкаются на одном человеке – собственнике, тогда как на малом предприятии, как правило, имеются работники наемного труда;

3)      микропредприятия должны иметь независимость, для этого собственная доля в уставном капитале малого предприятия должна быть не менее 80%, что во многом определит высокую степень хозяйственной самостоятельности малых предприятий (при более детальном исследовании пороговое значение может быть несколько иным и зависеть от отраслевых и региональных факторов);

4)      подавляющую часть предприятий сферы услуг целесообразно относить к группе микро- и малых предприятий.

Нами рекомендуется классифицировать предприятия на основании их отчетных данных, а в случае осуществления нескольких видов деятельности использовать такой критерий, как максимальная прибыль. При превышении предельного показателя по результатам финансового года предприятие не должно терять право отнесения к малому сразу же. Ему следует дать еще шанс проработать год учитывая, что плановые показатели деятельности не всегда могут совпасть с фактическими результатами. Эта процедура не уведет в теневую экономику большое количество малых предприятий и, тем самым, не лишит бюджет значительной части дохода. При этом налоговые поступления должны увеличиваться не от повышения налоговой ставки, а от улучшения «климата» для ведения предпринимательской деятельности.

В целом, вышерассмотренные предложения позволят:

− оценивать динамику вклада в валовый региональный продукт по эффективности от вложений в программы государственной поддержки и развития СМП и инвестиций в основной капитал;

− с позиции комплексного подхода определять эффективность работы, учитывая факторные и результирующие показатели деятельности малых предприятий;

− использовать классификацию бизнес-структур, включающую: численность работников, характеристику работающих, суверенитет предприятия и отраслевую принадлежность как основу для разработки современной типологизации и кластеризации субъектов рынка.

В заключение отметим, что в настоящее время развитие малого бизнеса в России сдерживают такие факторы, как недоступность финансовых ресурсов, налоговый прессинг, неразвитость новых финансовых технологий, отсутствие имущественной поддержки, административные барьеры, а также несовершенство законодательной базы. Это уже традиционно повторяющиеся из года в год факторы. Правда, следует добавить, что с 1 января 2008 года вступит в силу Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором будут устранены многие недостатки и шероховатости, присущие прежнему закону, принятому еще в 1995 году.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Малое предпринимательство в Челябинской области. 2005: Стат.сб./ Челябинскстат. – Челябинск, 2005 – 73 с.
2. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. – М.: Наука, 2001. – 516 с.
3. Павлов К.В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды. - М.: Магистр, 2007. – 271 с.
4. Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000 (2001-2002, 2003-2005, 2006-2008) гг.
5. Суворова А.П. Методологический подход к оценке эффективности деятельности экономической организации // Финансы и кредит. – 2006. – №4. – С. 43-48.