Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2007

Аутсорсинг бизнес-процессов в промышленности

Буч Ольга Вадимовна, д-р экон. наук, зав. кафедрой менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы Мурманского государственного технического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 29

Аннотация:
Аутсорсинг бизнес-процесса представляет собой заключение контракта со сторонней организацией для передачи под ее ответственность осуществление рассматриваемого бизнес-процесса.
Цитировать публикацию:
Буч О.В. Аутсорсинг бизнес-процессов в промышленности // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 84-89.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Аутсорсинг бизнес-процесса представляет собой заключение контракта со сторонней организацией для передачи под ее ответственность осуществление рассматриваемого бизнес-процесса.

Аутсорсинг бизнес-процессов, подразумевающий заключение контрактов с внешней организацией, ответственной за осуществление бизнес-процесса, явление не новое. Предприятия разного масштаба и различных форм собственности приобретают у внешних поставщиков стандартные дискретные процессы: ведение бухгалтерского учета, подготовку налоговой отчетности, факторинговые операции и др. С помощью таких моделей существует возможность снизить затраты. Сегодня этого мало, поэтому аутсорсинг бизнес-процессов развивается по пути организации новой модели, основанной на стратегическом партнерстве предприятия и внешней организации.

Существуют три основные модели аутсорсинга [1,2]:

1. Традиционный аутсорсинг: предприятие передает свои обеспечивающие процессы под ответственность провайдеров услуг, для того чтобы снизить затраты и сосредоточить усилия на реализации основных бизнес-процессов.

2. Совместный аутсорсинг: предприятие становится партнером провайдера услуг для совершенствования своих бизнес-процессов, для снижения затрат и повышения гибкости системы управления.

3. Аутсорсинг с элементами реорганизации сети бизнес-процессов: предприятие объединяет усилия со своими партнерами и преобразовывает структуру управления для достижения устойчивого улучшения показателей своей деятельности.

В состав бизнес-процессов промышленного предприятия, т.е. последовательной цепочки взаимосвязанных действий, приводящих к результату, который направлен на приращение стоимости, обычно входят следующие группы:

1. Основные бизнес-процессы – текущая деятельность предприятия по производству товара (услуги). Они создают добавленную стоимость, обеспечивают все стадии жизненного цикла продукции. К ним можно отнести:

− анализ рынка и ожиданий потребителей;

− разработку продукта или услуги;

− производство товара/услуги;

− организацию продаж;

− организацию послепродажного обслуживания потребителя.

2. Обеспечивающие бизнес-процессы – процессы, которые направлены на обеспечение основных процессов, процессов управления и развития. Они формируют инфраструктуру предприятия. К ним относятся процессы организации закупок, обеспечения ресурсами, заключения договоров.

3. Бизнес-процессы управления – это процессы, которые обеспечивают общий менеджмент предприятия в целом. По своей сути они являются вертикальными, к ним можно отнести управление персоналом, информацией, финансами, изменениями и взаимодействием с внешней средой.

Однако предприятия при идентификации каждой группы процессов учитывают собственную специфику.

По оценкам экспертов, 42% организаций передают на внешнее исполнение ИТ-обслуживание, 31% - обучение персонала, 22% - поставки, 20% - учет кадров, 18% - бухгалтерский учет и финансы, оставляя за собственным предприятием функцию контроля результатов. Решение об аутсорсинге необходимо принимать при учете следующих факторов:

− возможности и мощности поставщика,

− соотношение затрат и преимуществ,

− учет особенностей корпоративной культуры.

Таким образом, обычно на внешнее исполнение передают обеспечивающие процессы. Например, в ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» происходит передача на аутсорсинг практически всех обеспечивающих бизнес-процессов предприятия. Это, в частности, управление механическим и энергетическим оборудованием, состоянием зданий и сооружений, транспортом, информационными системами и технологиями. При этом выбрана комбинированная модель аутсорсинга, т.е. частичная реорганизация передающихся бизнес-процессов. Одновременно горно-металлургическое предприятие становится партнером провайдера услуг [3,4]. Такие модели характерны для крупных предприятий. При выборе моделей аутсорсинга необходимо тщательно проанализировать степень изменений, которые предполагается внедрить на предприятии.

Предприятия пищевой промышленности, как правило, являются малыми и средними. Их особенности, обусловленные спецификой перерабатываемого сырья, получаемого готового продукта, используемой материально-технической базы и технологии, определяют наиболее критичные области регулирования процессов [5]:

− анализ рынка и потребностей потребителя;

− разработка концепции и стратегии бизнеса;

− производство и его обеспечение;

− хранение и поставка продукции;

− продажа продуктов питания;

− обслуживание потребителей.

Перечисленные бизнес-процессы нецелесообразно передавать внешним исполнителям. Однако подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности, учет кадров, выставление счетов, расчет заработной платы могут являться предметом аутсорсинга малых предприятий.

Применение аутсорсинга бизнес-процессов на предприятии основано на осуществлении проекта. Проектная технология в качестве технологии внедрения является наиболее универсальным инструментом достижения цели, в частности, из-за использования ее гибкости и особенностей, таких как:

− двойное окружение проекта;

− новизна управленческих ситуаций и принимаемых решений;

− неопределенность полномочий;

− преобладание нестандартной деятельности;

− многофункциональность задач.

Принципы внедрения аутсорсинга бизнес-процессов можно интерпретировать в двух аспектах – функциональном и структурном. Функциональность принципов заключается в зависимости функций управления организации при внедрении аутсорсинга бизнес-процессов от возмущающих воздействий внешних и внутренних факторов; она обеспечивает целеустремленность деятельности предприятия и сети процессов. Структурный аспект предполагает определенный порядок внедрения аутсорсинга бизнес-процессов и реорганизации сети процессов компании.

Таким образом, аутсорсинг бизнес-процессов развивается по пути передачи обеспечивающих (вспомогательных) процессов внешним исполнителям. При этом предпочтение отдается не единичным процессам, а сети бизнес-процессов. Опыт аутсорсинга бизнес-процессов на предприятиях горно-металлургического комплекса предполагает использование комбинированной модели для передачи на внешнее исполнение обеспечивающих процессов, создание совместных предприятий с партнером-провайдером услуг. Следует отметить, что это направление развития связано с передачей на внешнее исполнение сети бизнес-процессов для усиления эффекта синергии.

Малые предприятия давно используют традиционную модель аутсорсинга, передавая на внешнее исполнение бизнес-процессы, связанные с ведением бухгалтерского учета. Однако для формирования конкурентных преимуществ необходимо применять и другие модели (например, с реорганизацией всех процессов фирмы), а также рассматривать вопросы передачи на аутсорсинг вспомогательных бизнес-процессов.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аникин, Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 288 с.
2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособ­ных организаций: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 187 с.
3. Норильский никель. Годовой отчет за 2005 год. Пресс-центр - Издательская группа «Арбор», 2006. – 152 с.
4. Отчет о результатах диагностического аудита системы менеджмента качества ОАО «Кольская ГМК» на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. – Bureau Veritas Rus, 2003. – 233 с.
5. Российский пищепром: развитие и автоматизация/ (ЗАО «ИСКОН») // Пищевая промышленность. – 2003. ‑ №9. – С. 4-7.