Информационно-коммуникативные технологии как движущая сила экономики и общества

Трунова Е.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Трунова Е.Ю. Информационно-коммуникативные технологии как движущая сила экономики и общества // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 18-22.

Аннотация:
В современных условиях, когда экономика постиндустриального общества не только в развитых, но и в развивающихся странах постепенно эволюционирует в коммуникативную, основу которой составляют информационно-коммуникационные технологии, все большее внимание привлекают вопросы воздействия информации и коммуникаций на общество.

Ключевые слова: информация, информационно-коммуникационные технологии



В современных условиях, когда экономика постиндустриального общества не только в развитых, но и в развивающихся странах постепенно эволюционирует в коммуникативную, основу которой составляют информационно-коммуникационные технологии, все большее внимание привлекают вопросы воздействия информации и коммуникаций на общество.

Главное направление воздействия информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на общество – это влияние на структуру народного хозяйства, политику государства, культуру, науку и образование. Как следствие, формируется новая коммуникационная экономика, в которой основным ресурсом развития становятся знания и информация. В связи с этим представляется справедливым характеризовать соответствующий коммуникативной экономике новый тип общества как информационное общество.

Составляя основу «новой экономики», «экономики знаний» или коммуникационной экономики, ИКТ оказывают принципиальное влияние на развитие всего национального хозяйства, причем это влияние имеет общие черты и существенные особенности по сравнению с воздействием традиционных технологий на структуру и рост экономики.

Влияние ИКТ на развитие национальной экономики проходит те же этапы, что и основные технологии. Вначале вклад новых технологий в экономический рост определяется качественным совершенствованием средств производства, изменением традиционных технологий, что приводит к росту органического строения капитала, повышению производительности труда и формированию эффекта от реорганизации и совершенствования производственных процессов. На следующей стадии начинает проявляться результат их влияния на финансовые рынки. На третьем этапе действуют факторы, способствующие быстрому распространению новых технологий, под влиянием которых происходят активные изменения во всех отраслях экономики. На этом этапе рост эффективности использования новых технологий обусловлен, прежде всего, значительным снижением издержек.

Вместе с тем, ИКТ по сравнению с предыдущими традиционными технологиями отличаются рядом особенностей, в силу которых их влияние на экономический рост и развитие национального хозяйства носит качественно иной характер. Прежде всего, это глобальный характер распространения ИКТ – они используются практически во всех отраслях, где может быть повышена производительность и эффективность, в том числе в сфере управления. Высокая скорость развития ИКТ связана с чрезвычайно низкими предельными издержками их распространения и использования, что выражается в значительном снижении цен на продукцию отраслей ИКТ. Благодаря этому суммарный эффект от использования новых технологий в экономике можно получить гораздо быстрее и в большем объеме, чем от любых других традиционных технологий. ИКТ обеспечивают получение особого экономического эффекта, поскольку они связаны с обработкой и обменом информацией, которая играет в современной экономике первостепенную роль.

Производство и потребление продукции отраслей ИКТ все чаще оказывается территориально распределенным: массовое производство продукции ИКТ сосредоточено в таких новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, как Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай и др. Основными же потребителями этой продукции являются развитые страны. Масштабный по размерам ввоз капитала и технологий в развивающиеся государства лишает их собственных источников развития, необходимых для использования ИКТ в национальной экономике. В связи с этим показатели распространения ИКТ в этих странах, несмотря на развитое производство высокотехнологичной продукции, довольно низкие.

Рассматривая роль современных коммуникаций, необходимо учитывать неодинаковый уровень состояния техники и инфраструктуры, информационной подготовки общества к внедрению новых технологий и другие факторы, которые обусловливают неравномерность развития ИКТ в страновом, региональном и отраслевом разрезах. Поэтому от производства продукции ИКТ развивающиеся страны имеют минимальную выгоду, что способствует экономическому росту и стимулирует необходимые структурные сдвиги, прежде всего, в экономике развитых стран.

Следует также учитывать, что ИКТ активно используются в сфере услуг, связанных с бизнесом (банковских, финансовых, консалтинговых, маркетинговых и других), которые преобладают в структуре экономики западных государств. Для России повторять опыт новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, структура экономики и производство которых практически полностью определяются импортом западных технологий и ввозом капитала, недопустимо. Ведь Россия имеет достаточно развитую научно-производственную сферу, разработки которой обеспечивают формирование коммуникационной экономики и ликвидацию разрыва по сравнению с развитыми странами. Это проявляется, в частности, в активном участии отрасли ИКТ в реализации социально значимых национальных проектов.

Использование информационных технологий и современных коммуникационных средств позволяет при реализации приоритетных национальных проектов не только сократить общее отставание России от развитых стран в социальной сфере, но и внедрить наиболее передовые и прогрессивные стандарты социального обслуживания. Так, приоритетное значение в социальной сфере имеет введение универсальной социальной карты российского гражданина, которая может сочетать функции электронного проездного документа, системы социальных расчетов и учета льгот, идентификатора личности для отдельных категорий граждан.

Важной задачей является внедрение современных систем автоматизированного учета потребления коммунальных услуг и организации расчетов в этой сфере. Внедрение ИКТ позволит сделать экономику жилищно-коммунального хозяйства прозрачной для всех участников, выявить основные источники потерь и создать базу для качественного реформирования отрасли. Развитие и роль современных коммуникаций в трансформации российской экономики в экономику коммуникационную требуют учета основных тенденций и перспектив мирового развития ИКТ.

Использование российскими ИТ-компаниями отработанных на Западе схем позволит сократить сроки и повысить эффективность распространения услуг сферы телекоммуникаций Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий объективно обусловливает качественные преобразования в структуре традиционной экономики, вызывая к жизни такие принципиально новые отрасли, как электронная коммерция. По сравнению с мировыми показателями, в России темпы роста Интернет-коммерции, так же как и развития всего сектора ИКТ, выше и составляют 50% в год; такая динамика, по мнению специалистов, сохранится еще на протяжении 3-4 лет. Опыт многих отечественных компаний, работающих в секторе электронной торговли, подтверждает высокую эффективность данного вида бизнеса. [1]

Таким образом, последствия повсеместного распространения ИКТ носят как экономический, так и общесоциальный и специфически личностный характер. В них переплетаются проблемы бизнеса, труда, семьи, общества. Эти проблемы постоянно усложняются, так как скорость коммуникационных перемен постоянно возрастает, в результате распространение новых коммуникаций часто превышает возможности их восприятия. ИКТ радикально меняют возможности человека в области обработки, хранения, передачи и потребления информации, но и требуют одновременно новых навыков и нового мышления. Наличие более широкого спектра информационных ресурсов и средств коммуникации, чем когда-либо раньше, приводит к тому, что обладание информацией становится важным стратегическим преимуществом. Однако реализация этих преимуществ возможна в рамках развитой коммуникационной экономики, формирование и развитие которой должно быть направлено на благо общества и человека.

-_______________________________________________________

[1] Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в 21 веке. – М. Альпина Паблишер, 2006. – С. 43.


Источники:

1. Кушлин В.И. Траектория экономических трансформаций. – М.: Экономика, 2004. – С. 264.
2. Мегатренды мирового развития/ Под ред. М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева. – М.: Экономика, 2005. – С. 58.
3. Эпштейн В.Л. Тезисы В.А. Трапезникова в контексте теории постиндустриализма // Вопросы управления. – 2006. ‑ №1.
4. Information Economy Report. – NY, Geneva: UNCTAD-EUO, 2005. – Р. 368.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:41:29