Особенности инвестиционной политики Новосибирской области

Редькина Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Редькина Е.А. Особенности инвестиционной политики Новосибирской области // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 8-11.

Аннотация:
На региональном уровне инвестиционная политика находится в стадии становления и пока не основывается на научно-обоснованном подходе, который уравнивал бы интересы Федерации и территорий. За годы рыночных реформ стратегия федеральной инвестиционной поддержки мало изменилась, по-прежнему ограничены средства федерального бюджета, предназначенные для финансирования капитальных вложений. Поэтому одно из важнейших условий эффективной деятельности регионов является устранение территориальных диспропорций.

Ключевые слова: инвестиционная политика, Новосибирская область, государственная поддержка, экономика региона



На региональном уровне инвестиционная политика находится в стадии становления и пока не основывается на научно-обоснованном подходе, который уравнивал бы интересы Федерации и территорий. За годы рыночных реформ стратегия федеральной инвестиционной поддержки мало изменилась, по-прежнему ограничены средства федерального бюджета, предназначенные для финансирования капитальных вложений. Поэтому одно из важнейших условий эффективной деятельности регионов является устранение территориальных диспропорций [1].

В основу новой модели развития региона может быть положена концепция региональной инвестиционной политики. Для этого необходимо определить стратегию развития региона, которая будет способствовать выявлению факторов развития сравнительных преимуществ и специфики регионального образования.

При этом можно применить критерии, используемые при стратификации региона в рыночном пространстве такие как, природно-климатические условия, целостность воспроизводственной базы, уровень развития и территориально-отраслевая организация производительных сил, степень завершенности производственно-энергетических циклов, уровень инфраструктурного обеспечения, торгово-коммерческий потенциал, развитость новых форм хозяйствования [3].

С проблемой развития региона связано осуществление инвестиционных вложений. Большие масштабы, сложность и динамизм, практическая направленность и неразрывность приобретают связи между сферами производства и потребления. Взаимосвязанность и взаимообусловленность охватывают все стороны развития региона.

Здесь важно, при регулировании соотношений инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровне, воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих потребность в нем. Федеральное бюджетное субсидирование, льготное кредитование инвестиционных программ через государственные заказы и другие подобного рода меры призваны обеспечивать регулирование инвестиционной деятельности, а не просто восполнять нехватку собственных средств для осуществления капитальных вложений [2].

Инвестиционная политика субъектов Российской Федерации в первую очередь должны быть направлены на:

− создание благоприятного инвестиционного климата;

− формирование инвестиционного потенциала и расширение объема средств, привлекаемых из внебюджетных источников инвестирования;

− развитие институциональной финансово-инвестиционной инфраструктуры и региональных рынков инвестиционных ресурсов;

− повышение эффективности инвестиций с точки зрения регионального развития.

Региональные особенности субъектов Российской Федерации оказывают влияние на инвестиционную политику. За последние годы значительно выросло число регионов, принявших свои законы для активизации инвестиционного процесса, например, в Новосибирской области это законы «Об инвестиционной деятельности в Новосибирской области», «О стимулировании иностранных инвестиций».

Возможности развития каждого региона можно определить двумя способами, во-первых, это дифференциация регионов в зависимости от состояния их экспортного потенциала, во- вторых, создание регионального банка инвестиционных проектов.

Начиная с 2000 года в инвестиционной сфере Новосибирской области наблюдается ряд позитивных тенденций. Так, в 2006 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 47,1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 17,5% выше уровня предыдущего года.

Администрация Новосибирской области планирует капитальные вложения из областного бюджета направлять в первую очередь на завершение строительства объектов с высокой степенью строительной готовности, максимальное сокращение объемов незавершенного строительства, а также выполнение областных программ, реализацию закона Новосибирской области «О представлении субсидий и займов гражданам на строительство и приобретение жилья за счет средств областного бюджета».

Согласно принятой в Новосибирской области «Стратегии развития строительного комплекса на перспективу до 2010 года» планируется ввести в этот период не менее 4 650 тыс.кв.м. жилья.

В 2006 году ввод в действие жилых домов на территории Новосибирской области составил 1073,2 тыс. кв. метров общей площади, приблизившись к уровню ввода 1990 года. По сравнению с 2005 годом ввод жилья вырос на 52,4%. Индивидуальными застройщиками за свой счет и с помощью кредитов в 2006 г. построено 344,1 тыс. кв. метров жилья, это в 2,3 раза больше, чем в 2005 году [4].

Планируется увеличение инвестиций в жилищное строительство. Их объем за период с 2007 – 2010гг. составит 41425 млн.руб. [5] .

В основных направлениях развития строительно-инвестиционного комплекса Сибири, куда входит Новосибирская область, отмечены важнейшие мероприятия, подлежащие реализации на период до 2010 года:

− обеспечение устойчивого роста ввода объемов жилищного строительства;

− строительство социально значимых объектов;

− выполнение объемов подрядных работ за счет всех источников финансирования до 2010 года;

− переход на проектирование зданий и сооружений с использованием прогрессивных и конструктивных решений и технологий и т.д.

Одной из главных задач при реализации инвестиционной политики остается разработка экономических и административных регуляторов, находящихся в пределах компетенции и возможностей администрации региона.

Для развития Новосибирской области необходимо масштабное привлечение в экономику региона как отечественных, так и иностранных инвестиций, поэтому регулирующие усилия региональных властей должны быть сконцентрированы на следующих основных направлениях инвестиционной политики:

− проведение мероприятий по созданию благоприятной среды для осуществления экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

− стимулирование привлечения иностранных инвестиций;

− оказание различного рода услуг действующим производствам;

− участие региональных органов власти в отборе и реализации инвестиционных проектов, важных для развития региона.

Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят улучшить инвестиционную политику, а также повысить инвестиционную привлекательность Новосибирской области.


Источники:

1. Цветков В.А. Финансово-промышленные группы: накопленный опыт и тенденции развития. // Экономист. – 2004.- №3 .– С.41-51.
2. Чепасова Э. Структурная перестройка и качество роста. // Экономист. – 2005.- №3. – С.41-49.
3. Глущенко А.В. Формирование критериально-оценочного аппарата инвестиционной деятельности предприятия. [Текст]: дис. …канд.экон.наук. - Спб., 1999.
4. О строительстве жилья в Новосибирской области [Электронный ресурс].- Электрон.дан.-Режим доступа: http://www/sibstat.gcom.ru. - Загл. с экрана.
5. «В квадратуре округа» - Ассоциация строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области//Эксперт-Сибирь.- 2004.- №11.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:22:45