Внутренний контроль реализации продукта авиакомпании

Кожуров И.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кожуров И.Н. Внутренний контроль реализации продукта авиакомпании // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 131-136.

Аннотация:
Воздушный транспорт является одним из важнейших элементов коммуникационной системы государства, однако сложившаяся на сегодняшний день структура мирового рынка авиаперевозок не отвечает экономическим интересам России. Единственным способом избежать зарубежной экспансии и усилить свои позиции на рынке является качественное повышение конкурентоспособности. В этой связи особую значимость приобретает совершенствование системы внутреннего контроля в авиакомпаниях, в которой одним из важнейших звеньев является внутренний контроль реализации продукта.

Ключевые слова: конкурентоспособность, внутренний контроль, авиационный транспорт, авиаперевозки



Воздушный транспорт является одним из важнейших элементов коммуникационной системы государства, однако сложившаяся на сегодняшний день структура мирового рынка авиаперевозок не отвечает экономическим интересам России. Единственным способом избежать зарубежной экспансии и усилить свои позиции на рынке является качественное повышение конкурентоспособности. В этой связи особую значимость приобретает совершенствование системы внутреннего контроля в авиакомпаниях, в которой одним из важнейших звеньев является внутренний контроль реализации продукта.

Целью деятельности авиакомпании является реализация услуг по осуществлению пассажирских, грузовых и почтовых авиаперевозок. Основной объем продаж авиаперевозок производится через агентскую сеть, поэтому одним из важнейших звеньев в построении системы внутреннего контроля следует признать контроль расчетов с агентами, являющимися основной частью дебиторов авиакомпании [3].

Процесс контроля включает в себя:

− разработку жесткого регламента расчетов с агентами;

− исключение из числа партнеров агентов с высокой степенью риска;

− периодический пересмотр предельного размера кредита;

− применение гибкой системы скидок за достижение установленных объемов продаж;

− применение штрафных санкций за просрочку платежей;

− использование современных форм рефинансирования задолженности;

− оперативное ведение претензионной переписки;

− своевременное принятие мер по взысканию задолженности в судебном порядке;

− повышение мотивации сотрудников по работе с дебиторской задолженностью.

В основе анализа агентов лежит оценка их кредитоспособности по следующим критериям:

− кредитная история и результативность деятельности агента;

− объемы продаж авиаперевозок и стабильность их осуществления;

− репутация агента среди авиакомпаний.

Важно четко представлять механизм взаимодействия с агентами, который целесообразно разделить на две составляющих: ускорение текущих расчетов и принятие оперативных мер по возврату просроченной задолженности.

Что касается первой части, то здесь эффективны экономические меры. В соглашениях с агентами предусматриваются штрафные санкции за несвоевременную оплату, а также фиксируется размер комиссии, получаемой за продажу перевозок. Данные меры стимулируют агентов к своевременному проведению расчетов и увеличению объемов продаж, так как при фиксированном размере комиссии это единственный для них законный путь увеличить прибыль. Если при проверке агентских отчетов выявляются какие-либо нарушения, то к ним предъявляются штрафные санкции вплоть до отказа в выдаче бланков авиабилетов, что позволяет снизить вероятность нарушений.

В отношении просроченной задолженности необходимо своевременно применять стандартный набор мер: переговоры, претензионная переписка, рефинансирование, арбитраж.

Контроль дебиторской задолженности (ДЗ) агентов предусматривает: контроль ликвидности ДЗ, определяемый главным образом скоростью и сроками оборачиваемости и контроль качества ДЗ, определяемый степенью соответствия сроков задолженности срокам платежей [2].

При исследовании динамики дебиторской задолженности возникает вопрос: чем обусловлены ее изменения - варьированием объемов продаж, успехами или просчетами менеджеров. Для ответа на этот вопрос необходимо увязать изменения ДЗ с динамикой результатов деятельности.

Важным моментом контроля является анализ оборачиваемости дебиторской задолженности агентов. Скорость ее оборачиваемости характеризует эффективность функционирования авиакомпании, уровень платежеспособности и финансовой устойчивости. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности позволяет сделать выводы о рациональности оборота средств в расчетах, изменении себестоимости авиаперевозок, возможном ускорении оборота на других стадиях производственного процесса.

Основная цель анализа должна заключаться в определении скорости и времени оборачиваемости задолженности и резервов ее ускорения [2]. Данные для расчетов могут быть получены из аналитических регистров, которые не сложно сформировать, если вести учет выручки и расчетов с агентами на отдельных субсчетах по видам перевозок.

Увеличение периода оборачиваемости дебиторской задолженности агентов может свидетельствовать об ухудшении условий оплаты авиаперевозок, финансовых затруднениях, снижении эффективности деятельности подразделений по маркетингу и продажам.

Большое значение при исследовании дебиторской задолженности имеет анализ ее качества. Представление об этом может дать информация о структуре ДЗ в разрезе сроков ее образования. Пристальное внимание необходимо обращать на просроченную задолженность, что позволяет проследить качественные изменения в составе ДЗ и состояние работы по её востребованию.

Для контроля расчетов с агентами в авиакомпании целесообразно создание специализированного подразделения, в функции которого входит, в том числе, ежедневный оперативный контроль состояния их дебиторской задолженности [4]. Следует отметить, что организация ежедневного контроля ДЗ невозможна без наличия современной автоматизированной системы бухгалтерского учета.

Помимо оперативного контроля необходимо на регулярной основе проводить подробный анализ состояния и динамики дебиторской задолженности агентов с обоснованием причин возникших изменений. С целью минимизации кредитных рисков особое внимание следует уделять расчетам с агентами, имеющими значительные объемы продаж и, соответственно, наибольшую ДЗ. На основании проводимого анализа руководство авиакомпании имеет возможность принятия соответствующих управленческих решений.

Все указанные контрольные мероприятия выполняются сотрудниками авиакомпании, поэтому для обеспечения их эффективности персонал должен быть должным образом мотивирован.

Важным моментом контроля при реализации авиаперевозок является соблюдение требуемого порядка получения агентом бланков авиабилетов, являющихся бланками строгой отчетности (БСО).

Бланки авиабилетов должны выдаваться агенту только после внесения депозита, представления банковской гарантии или поступления предварительной оплаты на счет авиакомпании в установленном размере за каждый БСО.

Расчет количества БСО, подлежащих выдаче, производится с учетом всех способов финансового обеспечения, включая поступившие денежные средства от продажи агентом авиаперевозок в отчетном периоде и стоимость БСО, числящихся за агентом.

При выдаче БСО необходимо проконтролировать погашение агентом задолженности по перечислению денежных средств от продажи авиаперевозок. Количество БСО, выдаваемое агенту единовременно, не должно превышать двухнедельного расхода.

Механизмом контроля при взаимодействии с агентами является разработка и утверждение системы штрафов за нарушения технологии, правил бронирования и оформления перевозочных документов.

Перечень нарушений включает в себя следующие пункты:

− утрата бланка перевозочного документа;

− неисполнение установленного порядка расчетов с авиакомпанией;

− нарушение агентом требований к отчетным реестрам и оформлению отчетов о продаже, нецелевое использование БСО, несоблюдение сроков рассмотрения претензий;

− нарушение правил работы в системах бронирования авиаперевозок.

В случае выявления нарушений агенту выставляется штраф с требованием их устранения. При невыполнении агентом указанных требований, а также неуплаты штрафа в установленный срок, авиакомпания прекращает выдачу БСО и закрывает доступ к ресурсам в автоматизированных системах бронирования до момента поступления денежных средств.

Для получения менеджерами авиакомпании оперативной информации о движении и состоянии БСО необходимо обеспечить контроль за порядком их хранения и выдачи [1]. С этой целью в авиакомпании целесообразно разработать и утвердить инструкцию по организации учета, хранения и контроля за использованием БСО, в которой должны быть отражены все фазы их движения от поступления на склад до осуществления перевозки.

Применение предлагаемой методики внутреннего контроля реализации продукта авиакомпании будет способствовать росту эффективности её финансово-хозяйственной деятельности и повышению конкурентоспособности на рынке авиаперевозок.


Источники:

1. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. – М. : Экзамен, 2000. – 320 с. – ISBN 5-8212-0052-0.
2. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Дело и сервис, 2007. – 388 с. – ISBN 978-5-8018-0340-1.
3. Костромина Е.В. Экономика авиапредприятия в условиях рынка. – М. : НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2002. – 304 с. – ISBN 5-89859-019-6.
4. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика). – М. : Экономика, 2007. – 442 с. – ISBN 978-5-282-02725-9.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:29