Понятие конкурентоспособности, ее критериев и факторов

Федоренко К.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Федоренко К.П. Понятие конкурентоспособности, ее критериев и факторов // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 73-78.

Аннотация:
Общеизвестно, что конкуренция есть форма взаимного соперничества между субъектами рыночной экономики, или как еще принято их называть, игроками рынка. Согласно теории конкуренции американского экономиста М. Портера игроками рынка называют не только прямых конкурентов, производителей товаров и услуг, но и покупателей этих товаров и услуг, поставщиков сырья и материалов, поставщиков товаров заменителей, а также фирмы, заинтересованные потенциалом данного рынка и готовые войти в него со своими товарами и услугами.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, факторы конкурентоспособности, критерии конкурентоспособности



Общеизвестно, что конкуренция есть форма взаимного соперничества между субъектами рыночной экономики, или как еще принято их называть, игроками рынка. Согласно теории конкуренции американского экономиста М. Портера [9] игроками рынка называют не только прямых конкурентов, производителей товаров и услуг, но и покупателей этих товаров и услуг, поставщиков сырья и материалов, поставщиков товаров заменителей, а также фирмы, заинтересованные потенциалом данного рынка и готовые войти в него со своими товарами и услугами.

Определенные действия игроков рынка, преследующих свои частные интересы, представляют собой так называемые силы конкуренции, посредством которых и происходит соперничество. Субъекты рыночной экономики, таким образом, являются субъектами конкуренции.

И.М. Лифиц [6] определяет потребности групп потребителей как «объекты» конкуренции, а товары и услуги – как «средства» конкуренции, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги покупателей. С такой точкой зрения нельзя не согласиться. Однако необходимо осознавать то обстоятельство, что сами по себе товары и услуги фирмы безотносительно удовлетворения индивидуальных потребностей покупателей не имеют никакой ценности и смысла.

Ценность товаров и услуг проявляется в способности адекватно удовлетворять потребительские ожидания, т.е. «решать» определенные проблемы покупателей. Следовательно, объектом конкуренции правильнее считать не просто имеющую место потребность потребителя, а предоставление самого решения проблемы, формирующей данную потребность. Тот, кто предложит лучшее решение, то есть лучший набор востребованных характеристик товара или услуги, тот и завоюет признание покупателя и получит его деньги.

Поскольку любое решение проблемы происходит не сразу, а в результате процесса его поиска, то и конкуренцию необходимо рассматривать как процесс соперничества в поиске и предоставлении лучшего решения проблемы потребителя. Лучшее же решение проблемы потребителя означает, согласно представлениям И.И. Кретова [5], не столько соответствие потребительской стоимости товара или услуги общественным потребностям, сколько степень индивидуального удовлетворения этих потребностей, то есть насколько полно данное решение удовлетворяет ожидания потребителя. Соответственно, конкурентоспособность, перефразируя И.И. Кретова, представляет собой характеристику предложенного решения, отражающую его отличие от подобного решения конкурента по степени удовлетворения данной потребности.

Следует заметить, что современная экономическая наука не дает единой общепринятой трактовки содержания термина «конкурентоспособность». В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Так, И.И. Большакова [14] определяет конкурентоспособность как реальную и потенциальную способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм. Следовательно, критерии, по которым судят о конкурентоспособности, – это количественные и качественные характеристики товара (цена, затраты в сфере потребления, дизайн, упаковка, уровень сервиса и др.). В то же время, и среди качественных показателей всегда найдутся такие, которые оцениваются количественно:

− число предъявляемых жалоб или наоборот, благодарственных писем от потребителей;

− существенные физические показатели товара, например, разрешение изображения дисплея в ноутбуке, объем оперативной памяти, объем памяти на жестком диске, рабочая частота микропроцессора.

В общем случае уровень конкурентоспособности может быть определен либо по финансовому показателю рентабельности продаж фирмы, либо по маркетинговому показателю рыночной доли. Первый указывает на то, как потребители воспринимают ценность предложенного фирмой решения их проблемы. Он отражает, как соотносится цена товара с его потребительской стоимостью. Поскольку цену товара можно представить как сумму, складывающуюся из потребительской стоимости, выраженной в денежных единицах, и ценовой премии за предоставление лучшего решения проблемы покупателя, то можно сделать вывод, что такой неценовой критерий конкурентоспособности как качество материализуется в ценовой. Второй показатель не так однозначно отражает успех фирмы в зависимости от качества товара, поскольку рыночная доля во многом зависит от того, как фирмой организован сбыт.

Говоря о факторах конкурентоспособности, обращает на себя внимание утверждение И.М. Лифица, что фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения значения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [6]. И.М. Лифиц не рекомендует смешивать понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности», как не следует смешивать причину и следствие. Образно выражаясь, критерий измеряет, а фактор определяет конкурентоспособность. В то же время, И.М. Лифиц приводит пример, как сбытовой критерий для оптового продавца «доставка товара в магазин в срок» выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли, как «устойчивость ассортимента».

То есть, согласно И.М. Лифицу, с точки зрения разных субъектов рынка одна и та же характеристика может быть рассмотрена или в качестве фактора, или в качестве критерия конкурентоспособности. Вроде бы все логично. Но давайте рассуждать. Критерий «доставка товара в магазин в срок» служит фактором конкурентоспособности только для розничного магазина? Скорее всего, нет. Так как магазин заинтересован в том, чтобы товар ему поставлялся в срок, он будет отбирать тех оптовиков, кто умеет это делать лучше.

Магазин будет сравнивать разные значения одного и того же критерия в отношении всех возможных поставщиков, преследуя при этом цель не оценки конкурентоспособности каждого из них, а своей выгоды. Поэтому критерий выбора будет служить для него фактором его собственной конкурентоспособности. Оптовики же будут соревноваться между собой по виду деятельности «доставка товара в магазин в срок» с целью удержания клиента, а не с тем, чтобы производить оценку уровня своей конкурентоспособности по названному критерию. Но тогда «доставка товара в магазин в срок», определяемая И.М. Лифицем как критерий конкурентоспособности, будет выступать в качестве именно фактора конкурентоспособности также и для оптовика, то есть причины, по которой магазин выбирает того или иного поставщика.

Вывод: чтобы устранить путаницу, в каких случаях что считать критерием, а что ‑ фактором конкурентоспособности, мы предлагаем оперировать только одним термином – фактором. При этом следует полагать, что факторы могут быть вторичными и первичными. Вторичные поддаются как оценке конкурентоспособности, так и служат причиной выбора потребителем того или иного варианта решения его проблемы, связанной с удовлетворением возникшей потребности.

Первичные факторы формируют вторичные. Первичными факторами могут быть доступность сырья, капитал, НИОКР, внутрифирменная инфраструктура, дешевая или высококвалифицированная рабочая сила, технологические, сервисные, управленческие факторы и другие, оказывающие влияние на такие критерии конкурентоспособности как качество товара и его цена.


Источники:

1. Гордон Я. Целевая конкуренция / пер. с англ. – М. : Вершина, 2006. – 368 с. – ISBN 5-9626-0110-6.
2. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 288 с. – ISBN 5-8183-0584-8.
3. Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М. : КолосС, 2006. – 192 c. – ISBN 5-9532-0282-2.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс : пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2002. – 496 c. – ISBN 5-318-00228-5.
5. Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: учеб. пособие. – М. : Дело и Сервис, 2006. – 400 с. – ISBN 5-8018-0280-0.
6. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие. – М. : Высшее образование, 2007. – 390 с. – ISBN 978-5-9692-0115-6.
7. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг : пер. с англ. / под ред. В.Б. Колчанова. – СПб. : Питер, 2007. – 800 с. – ISBN 5-272-00136-2.
8. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций. – М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2005. – 256 с. – ISBN 5-94486-037-5.
9. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715 с. – ISBN 5-9614-0182-0.
10. Прахалад К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями : пер. с англ. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 352 c. – ISBN 5-9693-0025-X.
11. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Эксмо, 2005. – 544 с. – ISBN 5-699-11080-1.
12. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции : Федеральный закон : от 26 июля 2006 г. : № 135.
13. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 271 с. – ISBN 5-238-01085-0.
14. Экономика: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – М. : Экономистъ, 2003. – 896 с. - ISBN 5-98118-031-5.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:22