Реинжиниринг бизнес-процессов как метод управления предприятием на базе информационных технологий

Михеева Е.З.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Михеева Е.З. Реинжиниринг бизнес-процессов как метод управления предприятием на базе информационных технологий // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 62-66.

Аннотация:
Реинжиниринг бизнес-процессов впервые появился в США и за короткое время стал одним из ведущих и активно развивающихся методов управления современным предприятием с использованием информационных технологий. Практика использования реинжиниринга показывает, что этот метод необходим, особенно в условиях проведения глобальной экономической реформы и информатизации общества.

Ключевые слова: информационные технологии, бизнес-процесс, реинжиниринг

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Реинжиниринг бизнес-процессов впервые появился в США и за короткое время стал одним из ведущих и активно развивающихся методов управления современным предприятием с использованием информационных технологий. Практика использования реинжиниринга показывает, что этот метод необходим, особенно в условиях проведения глобальной экономической реформы и информатизации общества.

Революционность реинжиниринга заключается в отказе от традиционных правил и предположений по управлению предприятием, которые часто оказываются устаревшими, ошибочными или просто неподходящими для конкретной ситуации, а бизнес проектируется заново с чистого листа [5].

Проекты реинжиниринга бизнес-процессов проводятся по всему миру уже около 10 лет, однако в России данная технология еще только начинает внедряться. Сама по себе эта методика довольно сложна. Кроме того, цель реинжиниринга – выделение и оптимизация бизнес-процессов с использованием информационных технологий (ИТ), а российские предприятия осуществляют управление своей деятельностью на основе выделения функциональных областей деятельности [2].

Так, например, в Нижегородской области еще не все предприятия используют информационные технологии в своей деятельности. Существует необходимость постоянного обновления и замены морально устаревших ИТ на более совершенные, отвечающие современным требованиям, тогда как на зарубежных предприятиях уровень их использования находится на более высоком уровне.

По данным статистического исследования, проведенного в Нижегородской области в период 2003-2005 гг., доля предприятий, использовавших в своей деятельности информационные и коммуникационные технологии, увеличилась с 77,9 до 93,7%.

В 2005 г. по принадлежности к определенному виду экономической деятельности практически каждая третья компания, владеющая современными ИТ (30,7% от их общего числа), относилась к сфере государственного управления и социального обеспечения. Каждая шестая – к промышленности, причем в основном (на 84,9%) из обрабатывающего сектора.

Далее в данной структуре свыше 10% от общего числа занимали предприятия, производящие операции с недвижимым имуществом, арендой и другими услугами, а также организации здравоохранения и предоставления социальных услуг.

За рубежом считается, что любая организация не реже, чем раз в семь лет, на основе детального анализа текущей ситуации, должна производить:

‑ реинжиниринг своей деятельности;

‑ построение новой концепции взаимоотношений и мотивации;

‑ смену и переквалификацию части специалистов и менеджмента;

‑ модернизацию технологической и информационной базы;

‑ реинжиниринг основных и вспомогательных бизнес-процессов, системы управления в соответствии со стратегическими целями [4].

Однако на российских предприятиях действует ряд ограничений, препятствующий использованию информационных технологий в своей деятельности, в том числе и внедрению реинжиниринга бизнес-процессов как метода управления (таб. 1).

Таблица 1

Факторы, сдерживающие использование информационных технологий предприятиями Нижегородской области в 2005 г. [1]


Удельный вес предприятий, оценивших факторы, сдерживающие использование информационных технологий, как основные или решающие (%)
Технологические факторы

слишком большие технические сложности
4,6
несоответствие возможностей существующих технических и программных средств потребностям предприятия
3,9
неудовлетворительная защита информации от несанкционированного доступа или компьютерных вирусов
5,5
отсутствие технической возможности подключения к сетям телекоммуникаций
5,2
неудовлетворительное качество связи
4,6
неудовлетворительное качество информации, получаемой из сети
1,7
Экономические факторы

отсутствие денежных средств
35,1
неопределенность экономической выгоды от использования информационных технологий
3,9
недостаточное использование информационных технологий контрагентами
3,2
риски, связанные с мошенничеством при осуществлении электронных платежей
4,4
Производственные факторы

отсутствие потребности в использовании информационных технологий
5,7
недостаточность знаний и навыков у работников
5,6
сопротивление персонала нововведениям
1,1
нехватка на предприятии квалифицированных специалистов по информационным технологиям
8,6
потери рабочего времени из-за использования сетей не по назначению
1,5
Правовые факторы

недостаточная нормативно-правовая база, регламентирующая использование информационных сетей
2,8

Американская компания IBM Credit смогла на основе внедрения компьютерной сети в существовавшую организационно-управленческую систему ускорить прохождение заявок на кредиты на 10%. В то же время компьютеризация подвергшихся прошедших реинжинирингу бизнес-процессов обеспечила более чем 90%-ный рост производительности [1].

Применение информационных технологий в управлении положительно сказывается также и на деятельности российских предприятий. В 2005 году в перечне позитивных результатов использования ИТ в своей деятельности более трети предприятий Нижегородской области (34,4%) отметили привлечение новых поставщиков, а также ускорение процессов производства и реализации продукции (32,3%). Вместе с тем, при осуществлении хозяйственных операций закупок-продаж наблюдалась достаточно низкая эффективность применения информационных технологий. Около 90% предприятий, использовавших ИТ, совсем не пользовались заказной системой купли-продажи посредством глобальных сетей. А среди компаний, имеющих доступ к глобальной сети, наибольшую долю (около 28%) имели те, чей удельный вес закупок-продаж по заказам, переданным по Интернету, не превышал 10%.

Анализируя зарубежный опыт, можно сказать, что использование информационных технологий при реинжиниринге бизнес-процессов оказывает следующее положительное влияние на деятельность предприятия:

‑ информация может появляться одновременно в нескольких местах, быть доступна нескольким сотрудникам;

‑ работу эксперта могут выполнять специалисты по общим вопросам, таким образом, принятие решений становится частью работы всех сотрудников;

‑ появляется возможность оперативного пересмотра планов работы предприятия;

‑ бизнес может пользоваться преимуществами централизации и децентрализации одновременно [3].

Таким образом, в условиях высококонкурентной среды промышленным предприятиям, ориентированным на повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, не обойтись без использования передовых технологий – как производственных, так и управленческих, в том числе и реинжиниринга бизнес-процессов. А внедрение информационных технологий при реинжиниринге бизнес-процессов значительно ускоряет осуществление бизнес-процессов, повышает оперативность деятельности персонала, ускоряет передачу информации на всех уровнях управления, что позволяет повышать конкурентные позиции предприятий.

[1] По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.


Источники:

1. Оболенски Н. Практический реинжиниринг бизнеса. Инструменты и методы для эффективного изменения. – М. : Издательство «Лори», 2005. – 368 с. – ISBN 0 7494 1965 2.
2. Железко Б.А., Ермакова Т.А., Володько Л.П. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие. – М. : Книжный дом : Мисанта, 2006. – 216 с. – ISBN 985-489-272-7.
3. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 320 с. – ISBN 5-279-02912-2.
4. Тютюнник А.В. Реинжиниринг как эффективное средство решения проблем банков // Деньги и кредит. – 2000. ‑ № 8. – с. 44.
5. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. - N.Y.: Harper Collins, 1993.

Страница обновлена: 03.02.2024 в 20:15:03