Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2007

Организационные формы интеграции компаний: преимущества и недостатки

Омарова Зарема Курбановна, канд. экон. наук, научный сотрудник Института социально- экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 135

Аннотация:
Рыночная экономика вызвала к жизни множество организационных форм, в которых реализуются процессы промышленного производства. Принято выделять следующие формы интеграции компаний: вертикальная, горизонтальная и диагональная.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Омарова З.К. Организационные формы интеграции компаний: преимущества и недостатки // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 8-11.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Рыночная экономика вызвала к жизни множество организационных форм, в которых реализуются процессы промышленного производства. Принято выделять следующие формы интеграции компаний: вертикальная, горизонтальная и диагональная.

 

Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием – потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий.

Речь идет, таким образом, об укреплении связей между смежными звеньями технологической и распределительно-сбытовой цепочек. Уменьшение издержек производст­ва, распределения и сбыта продукции, а вследствие этого увеличение прибыли и отдачи от инвестиций — вот на что рассчитывают компании, принимая решение о вертикаль­ной интеграции.

Процесс вертикальной интеграции затрагивает компании, работающие в рамках единого технологического цикла, когда происходит приобретение или усиление контроля над системами распределения и продаж. Вертикальная интеграция спо­собна усилить потенциал компании, повысить эффективность ее хозяйственной деятельности и укрепить конкурентоспособность. Одним из важнейших преимуществ вертикальной интеграции является появляющаяся возможность сквозного управления качеством продукции. Положительно сказывается она и на проведении НИОКР. 

Однако по мнению некоторых экономистов, рыночные отношения эффективнее интеграционных, они позволяют автоматически «очищаться от балласта», т.е. своевременно и бескомпромиссно производить сокращение излишних штатов и затрат, поддерживать конкурентоспособность предприятия [1].

Горизонтальная интеграция представляет собой объединение предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции, предоставлении однотипных или сходных услуг. Она предполагает расширение доли группы на рынке, прежде всего за счет поглощения региональных предприятий аналогичного профиля для повышения конкурентоспособности производства, расширения рынка сбыта.

Вместе с тем, необходимо отметить и противоречивый характер  данного процесса. С одной стороны, горизонтальная интеграция дает ряд преимуществ, среди которых можно выделить:

-            самый прогрессивный управленческий и технический опыт;

-            экономию на масштабах производства;

-            перспективу выгодной продажи.

В отдельных случаях горизонтальная интеграция позволяет объединять эффекты масштаба и размеры и тем самым сокращать средние издержки на производство продукции. Обычно такие типы горизонтальных объединений выгодны и в социальном плане.

С другой стороны, горизонтальная интеграция противоречит сущности рыночной экономики:

-            слияния прямых конкурентов могут привести к приобретению одним из хозяйствующих субъектов значительной власти на рынке, увеличению вероятности того, что остальные хозяйствующие субъекты станут, открыто либо тайно, координировать свои решения в области ценообразования или объема выпускаемой продукции;

-            широкомасштабное развитие интегрированных предприятий может привести к концентрации экономической и политической мощи в ограниченном количестве центров влияния, тем самым препятствуя проникновению на рынки новых фирм;

-            интегрированные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.

Под диагональной интеграцией понимается установление интеграционных связей с таким предприятием, которое не является смежным или однородным для данного, но включено в технологическую цепочку, содержащую однородные или (потенциально) смежные предприятия для стабилизации и увеличения доходов компании за счет деятельности в различных рыночных сегментах.

Цель диагональной интеграции – воздействие на предприятие косвенным образом, через завязанные с ним предприятия. Те же цели могут, конечно, достигаться и с помощью лоббистских действий, однако интеграционные связи более крепки и гарантируют устойчивость и долговременность нужного воздействия.

В современных условиях широкое распространение получает частичная интеграция, при которой часть продукции, используемой компанией, заку­пается на рынке, а остальная производится на собственных пред­приятиях.

Частичная интеграция позволяет компании сопоставлять свою продукцию в отношении ее ка­чества и величины издержек производства с продукцией кон­курентов. Это про­исходит в том случае, если компания ориентируется главным обра­зом на внутрифирменные поставки и подразделения. Вертикально интегрированные компании выну­ждены покупать продукцию своих предприятий, несмотря на то, что она может быть дороже или хуже по качеству аналогичной про­дукции, производимой компаниями-конкурентами.

В целом, рассмотренные в данной статье особенности, содержание и основные характеристики различных форм интеграции компаний могут быть использованы для повышения эффективности хозяйственной деятельности и укрепления конкурентоспособности отечественного производства, совершенствования  систем вертикальной и горизонтальной интеграции промышленных предприятий.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник / под общей ред. академика РАЕН, д.э.н. Г.Б Клейнера. – М. : КОНСЭКО, 1996.