Развитие государственно-частного партнерства как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов

Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е. Развитие государственно-частного партнерства как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 60-64.

Аннотация:
Одной из важных задач инновационного развития регионов является переход к более гибкой форме стратегического партнерства между государством и бизнесом. Это необходимо для определения актуальных целей, распределения обязанностей в процессе их реализации и оценки текущих результатов. При этом реформирование экономических институтов должно способствовать налаживанию эффективного сотрудничества государства и бизнеса.

Ключевые слова: финансирование, государственно-частное партнерство, инфраструктура, инновационный проект

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одной из важных задач инновационного развития регионов является переход к более гибкой форме стратегического партнерства между государством и бизнесом. Это необходимо для определения актуальных целей, распределения обязанностей в процессе их реализации и оценки текущих результатов. При этом реформирование экономических институтов должно способствовать налаживанию эффективного сотрудничества государства и бизнеса.

Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) – это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционно-инновационнных инфраструктурных проектов. В таких проектах частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию и обслуживанию объектов социальной инфраструктуры в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Формула ГЧП в России складывается по модели «государство идет за бизнесом», тогда как ГЧП в традиционном понимании представлено как «бизнес идет за государством», то есть государство привлекает частные средства в инфраструктуру.

ГЧП в сфере социальной инфраструктуры получило широкое распространение в мировой практике (Франция, Китай, Великобритания и др.). На долю отраслей производственной и социальной инфраструктуры, находящейся под контролем государства, которая и является объектом ГЧП, приходится до 30% валового внутреннего продукта развитых стран. Реализация инновационных проектов может осуществляться в таких сферах социальной инфраструктуры, как образование, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, здравоохранение, культура, рекреационно-туристический комплекс.

Стратегически перспективной сферой функционирования механизма ГЧП представлено инновационное жилищное строительство (в частности организация экологического домостроения), которое является приоритетом в ряду элементов социальной инфраструктуры страны. Инвестиции в инновационное жилищное строительство обеспечивают достижение мультипликативного и резонансного эффектов в развитии сопряженных с ним элементов социальной инфраструктуры.

Формы сотрудничества бизнеса и государства могут быть различными – от контрактов на выполнение работ по государственному заказу до концессий. В российских регионах уже началась работа по созданию условий для развития государственно-частного партнерства, осуществляется ряд проектов на муниципальном, региональном, а также на федеральном уровне (реализация крупномасштабных проектов на основе концессий, финансируемых из Инвестиционного фонда, создание особых экономических зон, технопарков и др.). Так, например, Инвестиционный фонд из всех инструментов ГЧП является предметом наивысшей заинтересованности бизнеса.

ГЧП позволяет привлечь бизнес в финансирование региональных инфраструктурных проектов, использовать управленческие навыки и опыт частного сектора для повышения качества предоставляемых социальных услуг и увеличения эффективности объектов региональной социальной инфраструктуры. На основе взаимодействия государство и частный бизнес могут совместно определять сферы потенциального сотрудничества по производству благ. Если государство частично (30–50%) финансирует инвестиционные проекты, то оно становится совладельцем нового предприятия. Эффект финансового рычага приведет к снижению рисков и повышению кредитоспособности таких проектов. После завершения процесса становления предприятия и налаживания выпуска продукции государство продает свою долю частным инвесторам. Реализация инфраструктурных проектов является сложной задачей, успех которой помимо наличия соответствующей нормативно-правовой базы зависит от правильной оценки экономической обоснованности проектов, в значительной степени от их научного структурирования и координации работы экономических субъектов.

Развитие ГЧП в России сдерживают следующие факторы: отсутствие концепции повышения эффективности государственной собственности; неразработанная правовая основа для функционирования механизмов ГЧП (в частности, концессионного); неразвитость инновационного кадрового потенциала; слабость банковской системы, не обеспечивающая ГЧП достаточными кредитными ресурсами. Однако, как показывает историко-экономический опыт, основная проблема современного российского ГЧП – это в первую очередь проблема доверия бизнеса к институтам государственной власти (по терминологии В.Е. Дементьева, институциональное доверие), которая возникла в результате существования «размытости» прав собственности, коррупции, административных барьеров и др.

В рамках ГЧП эффективным является создание совместных венчурных фондов, необходимых для финансирования и реализации инновационных инфраструктурных проектов. Следует отметить, что венчурная индустрия в России слабо развита, действует более 40 финансовых институтов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции. Согласно экспертным оценкам, общий объем венчурных инвестиций в 1994–2005 гг. составил всего около 2,5 млрд. долл., при этом около 35 % приходится на Северо-запад.

Стратегически перспективным финансированием инновационной деятельности социально-значимых проектов являются средства «сети бизнес-ангелов». «Бизнес-ангелы» – это частные инвесторы, которые рискуют своим капиталом, чтобы довести идею до воплощения. Они берут на себя функции доведения проекта от идеи до привлекательного инвестиционного наполнения, а также функции управления на начальном этапе существования венчурной компании (фонда) за долю в ней.

В России движение «бизнес-ангелов» только зарождается, в то время как в США они осуществляют более 8 % инвестиций на начальной стадии. Как правило, за привлечение инвестора и финансирование проекта «бизнес-ангелы» берут 4–5% от суммы инвестиций.

Часто утверждается, что венчурные разработки в России поддерживают западные фонды с общим объемом средств примерно 4 млрд. долларов. Однако лишь крайне незначительная часть этих средств достается российским инноваторам. В условиях повышенного риска большинство российских венчурных фондов готовы инвестировать в компании, находящиеся на стадии расширения производства и стадии развитого производства.

В России уже созданы национальные сети «бизнес-ангелов»: «Частный капитал» в Ростовской области; Московская сеть «бизнес-ангелов»; ассоциации «бизнес-ангелов» «Стартовые инвестиции». Так, национальная сеть «бизнес-ангелов» в Ростовской области объединяет около 120 бизнес-ангелов, каждый в среднем готов инвестировать около одного миллиона долларов, в том числе в объекты социальной инфраструктуры. Эффективность финансирования «бизнес-ангелами» зависит от экономической и инновационной культуры предпринимателей, их доходов и институциональной среды в регионах.

Таким образом, в современных российских условиях эффективность инфраструктурных проектов определяется не только финансово-экономическими, но и институциональными факторами, а именно: степенью доверия бизнеса к институтам государственной власти и уровнем развития институциональной среды.


Источники:

1. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея; Институт экономики РАН. - М.: Наука, 2006. - 402 с.
2. Варшавский А.Е. Проблемы и показатели развития инновационных систем / Глава 9. «Инновационный путь развития для новой России» / Отв. редактор В.П. Горегляд. - М.: Наука, 2005. - С. 67–70.
3. Дементьев В.Е. «Догоняющая постиндустриализация» и промышленная политика. Препринт # WP/2006/199. - М.: ЦЭМИ РАН, 2006. - 83 с. - С. 39.
4. Дементьев В.Е. «Догоняющая постиндустриализация» и промышленная политика. Препринт # WP/2006/199. М.: ЦЭМИ РАН, 2006. - 83 с. - С. 39.
5. Столяров Б. РРР: перевод на русский / Б. Столяров, А. Шмаров // Эксперт. 2006. - № 48.- С. 34–39.
6. Рагимова С. Только крыльев не хватает…// Компания. 2007. № 3 (448). - С. 34–37.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 02:39:36