Постановка управленческого учета на предприятиях коммунального комплекса

Сорокин М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сорокин М.А. Постановка управленческого учета на предприятиях коммунального комплекса // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 40-44.

Аннотация:
Повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка, формирование нового хозяйственного механизма и системы управления в контексте становления свойственных рыночным отношениям форм производства и реализации жилищно-коммунальных услуг являются первостепенными задачами реформы отрасли, с окончанием очередного этапа которой появились новые проблемы, нуждающиеся в осмыслении и дальнейшей разработке.

Ключевые слова: управленческий учет, ЖКХ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка, формирование нового хозяйственного механизма и системы управления в контексте становления свойственных рыночным отношениям форм производства и реализации жилищно-коммунальных услуг являются первостепенными задачами реформы отрасли, с окончанием очередного этапа которой появились новые проблемы, нуждающиеся в осмыслении и дальнейшей разработке.

Сегодня очевиден монопольный характер коммунального теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В целях установления баланса между финансовыми интересами потребителей и предприятий-монополистов, обеспечения надлежащего качества коммунальных услуг, предотвращения монопольного давления при предоставлении работ (услуг), обеспечения экономической эффективности коммунальной сферы на соответствующей территории необходимо регулирование деятельности организаций ЖКХ по вопросам оценки фактической величины оказанных услуг, ценообразования и соблюдения стандартов качества.

Факторами, определяющими наиболее значимые черты этой системы, являются нормативы, себестоимость, тарифы, финансовый результат. Поэтому одним из основных путей повышения эффективности работы организаций является создание механизма снижения затрат. Он должен обеспечить объективные стимулы ресурсосбережения, что позволит не только снизить затраты, но и определить наиболее безболезненный вариант перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам. В связи с этим приоритет отдается управлению процессом формирования себестоимости продукции, строгому учету производственных расходов и контролю использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Поскольку предприятия коммунального комплекса ориентированы не только и не столько на получение прибыли, сколько на обеспечение надежного, бесперебойного и качественного оказания услуг различным группам потребителей, в частности населению, следует выделить два аспекта интересов пользователей: социальный и коммерческий. Эти аспекты прослеживаются в процессе производства и реализации услуг. Здесь первостепенное значение для правильной организации учета приобретают технологические и организационные особенности производства и реализации продукции. Они оказывают определяющее воздействие на методику и организацию учета.

Нас могут «обвинить» в излишней специализации учета, однако хотелось бы подчеркнуть, что конечной целью является не дифференциация учета по отраслям, а постановка новых проблем в области теории и практики учета, связанных с изменением «окружающей среды» функционирования организаций.

Необходимо учитывать тот факт, что предприятия коммунального комплекса являются нетипичными субъектами рыночных отношений, так как «одной ногой стоят в рыночной экономике, а другой - в планово-распределительной системе», что характерно для монопольно ориентированных видов бизнеса.

Особого внимания требует разработка и внедрение системы бюджетирования, которая может стать действенным инструментом системы управления путем планирования и контроля показателей операционной деятельности.

Еще одна традиционная особенность формирования себестоимости услуг в коммунальном комплексе состоит в отсутствии незавершенного производства. Затраты, произведенные в текущем периоде (квартале, месяце), в полном объеме списываются на счет реализации и формируют финансовый результат. Мы считаем, что данный порядок формирования себестоимости на примере полезно отпущенной теплоэнергии не учитывает сезонный характер оказания услуги, что приводит к искажению финансового результата на единицу реализованной продукции при помесячном рассмотрении. Необходимо разработать дополнительные варианты закрытия счетов с целью формирования себестоимости реализованной услуги, адекватной полученной выручке. Считаем, что должен соблюдаться принцип распределения затрат по калькуляционным периодам с целью формирования объективного финансового результата, что невозможно при существующей методике учета.

Необходимость определения группировки затрат определяется интересами различных групп пользователей. С целью формирования внешней отчетности следует выделять: во-первых, себестоимость реализованных услуг (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»); во-вторых, расходы по экономическим элементам (форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»). С целью формирования статистической отчетности (в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ [1]) следует выделять себестоимость по каждой стадии и виду услуги в разрезе калькуляционных статей затрат. С целью расчета тарифов следует выделять себестоимость по укрупненным калькуляционным статьям в разрезе отдельных групп потребителей. С целью текущего контроля и управления следует группировать расходы: по отношению к реализованной услуге (переменные и постоянные); по местам возникновения (основные, вспомогательные, административные); по центрам ответственности (в разрезе функциональных служб предприятия).

В настоящее время возможными вариантами организации управленческого учета являются автономная и интегрированная система учета. Варианты его организации и взаимосвязь с системой финансового учета рассмотрены в работах известных авторов: М.А. Вахрушиной [2], В.Ф.Палия [3] и других.

В практике западного учета применяются два варианта связи между управленческой и финансовой бухгалтерией. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии.

При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной системе учета. Если система управленческого учета автономная, то используются парные контрольные счета одного и того же наименования, известные как отраженные счета.

При автономной форме организации управленческого учета система учета является замкнутой, затраты группируются по статьям калькуляции, по местам возникновения.

Выбор формы организации управленческой бухгалтерии, прежде всего, определяется структурой управления на предприятии, объемом учетной информации, техническими возможностями автоматизации учета в зависимости от необходимого объема и качества информации для принятия управленческих решений.

Подводя итог, нужно отметить следующее:

1. Зависимость хозяйственного механизма управления в целом и управленческого учета в частности от организационно-технических и технологических особенностей производства, а также особенностей (условий) внешней среды требует при конструировании организации управленческого учета на конкретном предприятии тщательного учета этих особенностей.

2. Организация и ведение управленческого учета на предприятии требует соответствующего нормативного регулирования. Регулирование управленческого учета осуществляется путем разработки и утверждения на предприятии внутренних нормативных актов.

На наш взгляд, целям нормативного регулирования управленческого учета соответствует рабочий документ под названием «Учетная политика организации». В настоящее время, как правило, предприятиями регулируются лишь вопросы финансового учета, что является косвенным свидетельством того, что управленческий учет как система до сих пор на предприятиях России не получил широкого распространения.


Источники:

1. Постановление Госстроя «Методика по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг ЖКХ» от 23.02.99 г. № 9. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – М.: АО «Консультант Плюс», 1992. – Режим доступа: Компьютерная сеть Научной б-ки Томского госуниверситета.
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. - 533 с.
3. Управленческий учет / Под ред. Р.В.Вила и В.Ф. Палий. - М.: Инфра-М, 1997. - 447 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:55:38