Концепция контроллинга в малом и среднем бизнесе: региональный аспект

Медведева Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Медведева Н.В. Концепция контроллинга в малом и среднем бизнесе: региональный аспект // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 18-22.

Аннотация:
Современные условия хозяйствования характеризуются крайне неустойчивой внешней средой, ростом объема информации и ее значимости для оперативного и стратегического управления, усилением роли функции координации в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Ключевые слова: контроллинг, малый и средний бизнес, региональный аспект

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современные условия хозяйствования характеризуются крайне неустойчивой внешней средой, ростом объема информации и ее значимости для оперативного и стратегического управления, усилением роли функции координации в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Анализ деятельности и состояния эффективности управления предприятий малого и среднего бизнеса Хабаровского края свидетельствует, что масштабы развития этой сферы предпринимательства и их вклад в оздоровление экономики явно недостаточны. Недостаток собственных финансовых средств является только одним из препятствий для создания новых и развития существующих малых предприятий. Специальные налоговые режимы, используемые большинством субъектов малого предпринимательства, не влекут обязанности ведения финансового учета и выявления финансового результата хозяйственной деятельности. Соответственно не формируется и не используется система оперативного информационного обеспечения.

Непонимание возможностей варьирования ценами и многое другое не обеспечивают конкурентоспособность и прибыльность, что может стать губительным для бизнеса. Причинами этого являются:

‑ отсутствие научно обоснованных систем планирования, учета, контроля и анализа;

‑ использование таких систем учета и отчетности, которые не обеспечивают необходимой информацией менеджмент предприятия;

‑ принятие решений на интуитивном уровне и недостаток специальных экономических знаний.

В этих условиях каждому хозяйствующему субъекту необходимы комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые позволили бы предопределить стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем. В качестве такого инструмента, выработанного зарубежной практикой, полагаем, необходимо использовать контроллинг.

Применение контроллинга как инструмента научного управления предприятием предполагает предварительное формирование теоретических основ и методологии, в том числе разработку концепции контроллинга, адаптированной к российским условиям.

По нашему мнению, в основе содержания контроллинга в малом и среднем бизнесе Хабаровского края следует рассматривать концепцию информации и управления.

В рамках реализации указанной концепции требуется комплексный подход к определению источников информационных ресурсов. Основным источником данных в системе контроллинга служит внутренняя учетная информация, формируемая в рамках финансового и (или) управленческого учета.

Исходя из этого, место и роль контроллинга в системе управления малыми и средними предприятиями заключается в создании, развитии и совершенствовании системы учета и управления на основе разработанных показателей, характеризующих состояние предприятия и его структурных единиц на всех этапах осуществления хозяйственной деятельности. При этом они могут одновременно использоваться для планирования, учета, анализа и контроля.

Прежде всего, учетная информация как основной инструмент контроллинга, должна содержать фактические данные о затратах и объемах оборота по видам продукции на базовую дату. Эти данные, в сочетании с предполагаемыми характеристиками интенсивности их изменения, используются как основа для расчета целевых плановых показателей затрат и объемов производства на плановые даты. В рамках контроллинга проводятся контрольные мероприятия – фактические значения показателей сопоставляются с плановыми заданиями. На основе анализа выявленных отклонений разрабатываются предложения о целесообразности введения корректирующих мер.

Для обеспечения управляющего воздействия на процессы планирования, анализа, контроля, учетная информация должна быть основана на расчете себестоимости прямых издержек и величин покрытия затрат по видам продукции, группам расходов, отчетным периодам, что позволит определить результаты хозяйственной деятельности, рассчитать ориентированные на рынок цены продукции, осуществлять планирование. Этот расчет имеет большое значение, поскольку величина (доля) покрытия издержек показывает вклад любого носителя затрат (продукции, заказа, клиента) в покрытие постоянных издержек или в получение прибыли.

Таким образом, под контроллингом в малом и среднем бизнесе Хабаровского края, по нашему мнению, следует понимать концепцию индивидуального организационно-методического и информационного комплекса поддержки управления предприятием.

В основе предлагаемой концепции контроллинга – система учета и управления, представляющая собой набор целевых показателей, отражающих состояние деятельности предприятия и служащих базой для группировки и учета затрат; доходов; калькулирования величин покрытия и ценообразования; определения результатов деятельности предприятия по сферам ответственности, планируемых и выявляемых в различные временные интервалы (месяц, квартал, год); планирования; контроля и анализа отклонений.

Концепция контроллинга реализуется путем:

– правильно сформированной (адекватной условиям среды функционирования предприятия) системы аналитических показателей, оценивающих деятельность предприятия;

– составления краткосрочного результативного отчета (КРО) и иных форм внутренней отчетности ежемесячно и нарастающим итогом;

– расчета величин покрытия затрат в целях управления прибылью и определения доли (вклада) каждого носителя затрат в общий результат для обеспечения оперативного управляющего воздействия в случае неполной занятости потенциала;

– использования данных КРО в качестве метода регулирования прибыли;

– коротких (ежемесячных) интервалах сопоставления заданных и фактических показателей при условии планирования по месяцам и анализе плановых и фактических показателей соответственно;

– в сопоставлении результатов какого-либо периода (квартала или года) с общим итогом (с общими данными года);

– документальной фиксации операций по реализации каждого нового заказа, что обеспечит ежедневное принятие решений исходя из текущего состояния дел.

По нашему мнению, реализация предложенной концепции контроллинга субъектами малого предпринимательства позволит обеспечить:

– управление бизнесом на основе данных налично-денежного оборота;

– планирование и управление прибылью;

– динамику объема оборота продукции, работ, услуг;

– группировку, учет затрат и калькулирование величин покрытия затрат;

– прогнозирование затрат;

– соблюдение запланированных, зависящих от продукции издержек, при помощи промежуточной калькуляции;

– контроль за уровнем затрат на организацию и подготовку производства по центрам формирования прибыли;

– возможность применения корректирующих мероприятий на любую дату отчетного периода и ведение расчетов и перерасчетов цен в целях общего покрытия затрат;

– простоту и наглядность форм системы внутренней отчетности;

– пригодность подконтрольной информации на всех стадиях процесса управления;

– контроль за деятельностью предприятия по сферам ответственности;

– научное обоснование управления предприятием;

– совершенствование менеджмента в сфере малого и среднего бизнеса.

В заключение отметим, что идеальной универсальной системы контроллинга не существует, многое зависит от начальных условий бизнеса, вида и объема деятельности, а также организационной структуры предприятия.


Источники:

1. Бородушко И. В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.
2. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование /Horvath & Partners; Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 269 с.
3. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Система управления прибылью, 2-е изд. /Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304 с.
4. Управление малым бизнесом /А. В. Анищенко. – М.: Вершина, 2006. – 200 с.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 08:24:20