Интернет-посредничество

Куценко С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Куценко С.В. Интернет-посредничество // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 100-104.

Аннотация:
Посредничество – широко распространенное явление современного российского общества. Это весьма важная и неотъемлемая часть современной рыночной экономики. В экономической науке посредничество – это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до потребителя. В настоящее время возникают все новые и новые формы и схемы посреднических операций. К одной из таких форм можно отнести Интернет-посредничество. Это связано с тем, что мировое сообщество переживает исторический момент – переход от индустриального к информационному этапу развития.

Ключевые слова: информационная экономика, интернет, электронный бизнес, посредничество, посредническая деятельность, интернет-посредничество

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Посредничество – широко распространенное явление современного российского общества. Это весьма важная и неотъемлемая часть современной рыночной экономики. В экономической науке посредничество — это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до потребителя. В настоящее время возникают все новые и новые формы и схемы посреднических операций. К одной из таких форм можно отнести Интернет-посредничество. Это связано с тем, что мировое сообщество переживает исторический момент - переход от индустриального к информационному этапу развития.

Жизнь современного человека теснейшим образом связана с потреблением, переработкой и обменом различной информации, поступающей из окружающего мира. Информация становится важнейшим ресурсом общества, приобретает все большее значение. Отрасли экономики, непосредственно связанные с информационными и телекоммуникационными технологиями, в сравнении с традиционной промышленностью растут более быстрыми темпами, приобретают доминирующее значение. Происходит стремительное развитие единого глобального информационно-телекоммуникационного пространства. Интернет постепенно охватывает все новые и новые сферы нашей жизни, становясь стандартным каналом социальных коммуникаций. Появляются новые социальные группы, формируется новая идеология, новый образ жизни. Интернет становится своего рода посредником, это касается как повседневной жизни, так и бизнеса.

Фирмы стремятся наладить сбыт или закупки товаров через Интернет. В современных условиях у покупателей не хватает времени для хождения по магазинам. А покупка через Интернет позволяет выбрать нужный товар без особых временных затрат. Такой способ Интернет-посредничества позволяет привлечь большое количество покупателей. Основные причины бурного развития Интернет-торговли: широкополосный доступ в Сеть, более низкие цены в онлайн-магазинах и возросшее удобство электронного шопинга.

Объем розничной торговли в Интернете в 2006 году превысил в США 100 миллиардов долларов. В 2006 году объем Интернет-продаж вырос в тех же США на 24%. И, по мнению экспертов, этот показатель в США и Европе удвоится уже в 2011 году. В России оборот виртуальных магазинов пока не слишком велик. В 2006 году он, по оценке экспертов, равнялся 1,55 млрд. долларов, но темпы роста впечатляющие - 30-50% в год [1].

Необходимо отметить, что в России пока существуют некоторые ограничения, препятствующие широкому внедрению электронной торговли. Они связаны с уровнем развития технологической и информационной инфраструктуры, а именно:

- недостаточно развиты телекоммуникационные сети;

- ограничена доступность Интернет для широкого круга пользователей;

- низка удельная обеспеченность населения вычислительной техникой;

- узок круг пользователей электронных платежных систем (кредитные карты и т.д.);

- слабая правовая база электронной торговли.

Несмотря на то, что Интернет-бизнес не имеет принципиальных отличий от любой иной формы ведения бизнеса, особенностей в данной сфере немало. Поэтому важно выделить факторы, наиболее значимые для успеха Интернет-посредничества. К таковым в первую очередь относятся:

- маркетинг и реклама: создание и раскрутка торговой марки, точность позиционирования товаров и т. д.;

- конкурентоспособные цены;

- качество представленной информации - уникальность, полезность и т.п.;

- удобство доступа и к информации - ясная структура сайта, механизм поиска и т.д.;

- актуальность предлагаемых товаров;

- качественная и оперативная служба работы с клиентом;

- «игра на опережение» - выделение на фоне конкурентов периодическим введением новых услуг и т. п.;

- способность удержать клиента, удовлетворив его потребность и заинтересовав;

- формирование сообщества клиентов (и партнеров).

Предлагается следующая классификация моделей Интернет-посредничества:

- электронный магазин - витрина при помощи интерфейса; главный критерий эффективности - спрос на товар, используется производителями или дилерами;

- электронный каталог - большой объем товаров от различных производителей, главный критерий эффективности - ассортимент, чем больше связей, тем вернее успех;

- электронный аукцион - аналог классического аукциона с использованием Интернет-технологий. Учитывая специфику процесса, для электронного аукциона характерна привязка к мультимедийному интерфейсу, каналу доступа в Интернет, ведь важно показать товар лицом;

- электронный универмаг - аналог обычного универмага, где различные фирмы выставляют свой товар, главный критерий эффективности - товарный брэнд виртуального комъюнити (сообщества) - Geosities, Amazon, «Озон». Покупатели организуются по группам интересов, вследствие чего снижаются затраты на рекламу. Такая модель подразумевает наличие готовых обществ: клубов болельщиков, ассоциаций и т.д.;

- поставщики услуг технологической цепочки электронной коммерции: системы электронных платежей, доставка товара;

- консалтинговые услуги: консалтинг управления и маркетинга, рекрутерские конторы;

- информационные брокеры;

- поставщики исследовательских услуг.

Основные преимущества и недостатки Интернет-посредничества для покупателей и продавцов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки Интернет–посредничества


Преимущества
Недостатки

Покупатель
Возможность выбора и приобретения товара или услуги, не выходя из дома (экономия времени).
Отсутствие возможности ознакомиться со свойствами товара до его приобретения
Относительная анонимность покупки
Угроза злоупотреблений в случае раскрытия номера кредитной карты
Немедленная доставка и сопровождение продуктов при покупке их через сеть
Как правило, невозможность возврата товара при обнаружении брака или отсутствии должного качества
Получение новых, не доступных ранее услуг в сферах развлечений, консультаций, обучения; подписка на газеты, коммерческую информацию и пр.

Получение дополнительной информации о необходимых товарах
Назойливость почтовой рекламы (SPAM)
Продавец
Расширение числа покупателей при неизменных торговых площадях
Дополнительные издержки на внедрение системы
Возможность автоматического выявления и регистрации IP-адресов потенциальных клиентов
Потенциальная угроза нанесения ущерба хакерами
Дополнительная реклама через Интернет
Возможность кражи продуктов при торговле через сеть (неоплата покупки)
Облегчение взаимодействия с обслуживающими банками и партнерами, если эта проблема не была решена раньше

Таким образом, Интернет–посредничество выступает современной формой предпринимательства в новом информационном обществе. Для успеха в этой сфере необходимо учитывать следующие основные факторы: готовность к «сжатию» бизнес–процессов; стремление совместно работать с большим количеством партнеров; умение быстро реагировать на запросы клиентов, осуществлять индивидуальное обслуживание; гибкость в подходе к бизнесу. Все это поможет воплотить бизнес-идеи в жизнь и не проиграть в конкурентной борьбе. Интернет как посредник между предприятиями, частными лицами, государством еще удивит нас в будущем.


Источники:

1. Гейтс Б. Дорога в будущее / Пер. с англ. Ю.Е. Купцевич. - М.: Channel Trading Ltd, 1996. — 312 с.
2. Холодов В. Электронная коммерция. - М.: Альбис, 2006.
3. www.connect.rin.ru
4. www.nauet.ru

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:04:31