Доступ к энергетическим ресурсам как элемент обеспечения энергетической безопасности

Геворкян Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Геворкян Г.А. Доступ к энергетическим ресурсам как элемент обеспечения энергетической безопасности // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 129-133.

Аннотация:
В период истощения энергетических ресурсов и увеличения объема их использования, политическая и экономическая борьба за доступ к новым месторождениям нефти и газа обостряется. Мировое сообщество ставит своей целью сформировать стабильную систему, которая гарантировала бы обеспечение международной энергетической безопасности.

Ключевые слова: энергетика, энергетическая безопасность, нефтегазовая отрасль, энергетические ресурсы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В период истощения энергетических ресурсов и увеличения объема их использования, политическая и экономическая борьба за доступ к новым месторождениям нефти и газа обостряется. Мировое сообщество ставит своей целью сформировать стабильную систему, которая гарантировала бы обеспечение международной энергетической безопасности.

В последние несколько лет одной из самых обсуждаемых проблем в мировом сообществе является «энергетическая безопасность». Его определение достаточно гибкое и адаптируется каждым из государств в соответствии с собственными интересами, в зависимости от роли, которую оно играет в системе международных экономических отношений – экспортера, импортера или транзитного государства.

Саммит стран G8, который проходил в июле 2006 года в Санкт-Петербурге, ознаменовал собой новую энергетическую эру. Процесс глобализации все чаще подтверждает тезис о том, что даже экономически развитому государству самостоятельно обеспечить свою энергетическую безопасность невозможно.

Энергетическая безопасность – состояние обеспеченности стабильными поставками сырья по разумным и стабильным ценам в целях поддержания экономического роста и деятельности [4]. Программа развития ООН дает свое определение – обеспеченность различными видами энергетических ресурсов высокого качества и по приемлемым ценам в любой период [7]. Эксперты Международного энергетического агентства называют энергетическую безопасность комплексной концепцией, направленной на защиту потребителей энергии от перебоев в поставках, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, терроризмом, недоинвестированием в инфраструктуру либо плохой организацией рынков» [3].

Основные проблемы энергетических диалогов разворачиваются в контексте решения следующих задач:

‑ доступ к энергетическим ресурсам;

‑ диверсификация источников энергии;

‑ выход к рынкам сбыта;

‑ транспортировка и вопросы транзита;

‑ энергоэффективность и энергосбережение;

‑ решение и предупреждение экологических проблем.

Проблема, на которой хотелось бы акцентировать внимание – доступ к энергетическим ресурсам. Безусловно, данный процесс реализуется при помощи государственных и частных компаний, каждая из которых ставит своей целью освоение все большего количества месторождений, что в конечном итоге выводит ее за рамки собственного государства. Нам известно множество примеров борьбы за доступ к ресурсам – это и Ближневосточный регион, Каспийский регион, Карибский бассейн и др.

Под энергетическими ресурсами понимаются запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне техники могут быть практически использованы человеком для производства материальных благ. Традиционно к энергетическим ресурсам относят каменный и бурый уголь, нефть, горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова, энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра, солнечная и атомная энергия. Например, такие гиганты нефтегазовой отрасли, как ExxonMobil, ChevronTexaco и ConocoPhillips добывают не более 35% углеводородов на территории США. Таким образом, компании пытаются повысить эффективность бизнеса и снизить потенциальные риски.

Страны-экспортеры, как правило, отдают предпочтение государственным компаниям в разработке своих ресурсов, принимая во внимание национальные интересы. Выход российских корпораций на иностранные энергетические рынки осложнен, в первую очередь, политическими причинами. В России также доступ к «стратегическим месторождениям» закрыт для зарубежного инвестора, но приветствуется участие в мелких и средних месторождениях. Однако достаточно ли технологий, капитала, производственных мощностей у национальных компаний для реализации крупных инвестиционных проектов? Учитывая растущий мировой спрос на энергосырье, этот вопрос весьма своевременен.

Энергетические транснациональные компании, как правило, действуют на территории другого государства на основе контракта на право разработки месторождения (который предусматривает контрактные взаимоотношения между иностранной стороной и уполномоченной национальной организацией) или лицензии (предусматривающей право добычи нефти на месторождениях, но собственностью нефть становиться лишь тогда, когда поступает в скважину). В основном компании работают на основе владения исключительной лицензией. Для отдельных корпораций, в зависимости от месторождения, привлекательным является также и соглашение о разделе продукции (СРП), которое предоставляет государству больше инструментов влияния на деятельность иностранных структур. Данное соглашение получило популярность у развивающихся стран, которые предпочитали заключать СРП вместо предоставления исключительной лицензии.

Первой нефтегазовой страной, где стало широко применяться соглашение о разделе продукции, стала Индонези. Сегодня СРП широко используется в Сирии, Египте, Индонезии, Нигерии, Вьетнаме, Йемене, на постсоветском пространстве и т.д. В России было подписано три соглашения «Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинское месторождение, но после многочисленных нарушений, выявленных органами государственной власти по проекту «Сахалин», оказалась очевидна некоторая правовая ущербность данного соглашения.

В связи с истощением основных месторождений на суше, особенно активно в последнее время разворачивается борьба вокруг доступа к месторождениям континентального шельфа. По данным на 2006 г., в России освоено 75% отечественных месторождений нефти и газа на суше, и их выработанность достигает 50%, однако ресурсы российского континентального шельфа оцениваются в 25% мировых запасов условного топлива [2]. И в ближайшие годы борьба международных компаний развернется именно вокруг шельфовых месторождений. Уже сегодня на примере Штокмановского месторождения можно наблюдать череду напряженных переговоров мировых нефтяных компаний, таких как Statoil, Norsk Hydro, Total и других.

Традиционно энергетическая безопасность понималась как комплекс интересов государств-потребителей сырья. Сегодня это понятие стало гораздо шире. Формирование прозрачных условий доступа международного бизнеса к энергетическим ресурсам государств значительно облегчило бы решение данной задачи. Без приобретения или построения дополнительных сбытовых, транспортных, добывающих, перерабатывающих мощностей, компаниям сложно будет конкурировать за доступ к новым месторождениям. Решающим фактором, наряду с соответствующей ресурсной базой корпораций при борьбе за доступ к энергетическим ресурсам, будет иметь государственная поддержка их деятельности национальными правительствами.


Источники:

1. Жизнин С.З. Основы энергетической дипломатии: Учебник: В 2-х т. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2003. – Т. 1. – 318 с.
2. Кутузова М. Геополитика шельфовых проектов. // Нефть России. – 2006. ‑ №1. – с. 35.
3. Милов В.С. Повестка дня для глобальной энергетики.// Россия в глобальной политике. ‑ 2005. ‑ №5. – С. 15.
4. Energy Security Initiative: Some aspects of oil security. Tokyo: Asia Pacific Energy Research Center, 2003. – p.5.
5. F. Fesharak, R. E. Hag, S. Banaszak, W. Prawiraatmadja, K. Wu. Promoting Energy Security in APEC through Improved International Fuel Market Operations. Honolulu: East-West Center, april 1998 – p. 6.
6. Energy Security Initiative: Some aspects of oil security. Tokyo: Asia Pacific Energy Research Center, 2003. – p.13.
7. World Energy Assessment: UNDP, UNDESA, WEC. – 2000. – p. 28.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 13:13:53