Роль логистического сервиса в закупочной деятельности производственного предприятия

Харина Л.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Харина Л.И. Роль логистического сервиса в закупочной деятельности производственного предприятия // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 107-110.

Аннотация:
В настоящее время логистика стала играть одну из ключевых ролей в организации современного бизнеса промышленных предприятий, поскольку в условиях развития рыночных отношений в России необходимо переосмысление научно-теоретических и практических разработок, связанных с производством и перемещением готовой продукции. Грамотно и качественно организованный процесс оказания сопутствующих материальному потоку услуг логистической системы промышленного предприятия позволяет решать вопросы повышения его конкурентоспособности, а ведь именно это играет центральную роль в коммерческой жизни любой компании.

Ключевые слова: промышленные предприятия, конкурентоспособность, логистический сервис, производственное предприятие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время логистика стала играть одну из ключевых ролей в организации современного бизнеса промышленных предприятий, поскольку в условиях развития рыночных отношений в России необходимо переосмысление научно-теоретических и практических разработок, связанных с производством и перемещением готовой продукции. Грамотно и качественно организованный процесс оказания сопутствующих материальному потоку услуг логистической системы промышленного предприятия позволяет решать вопросы повышения его конкурентоспособности, а ведь именно это играет центральную роль в коммерческой жизни любой компании.

Многие авторы едины в том мнении, что логистический сервис может быть реализован только в сферах распределения и обращения. С этой точки зрения он представляет собой определенную совокупность услуг, оказываемых в процессе непосредственной поставки товаров потребителям, который является завершающим этапом продвижения материального потока по логистической цепи.

Однако если проанализировать особенности функционирования производственных систем тянущего и толкающего типа, то можно отметить, что данное утверждение в большей степени подходит к системам толкающего типа. В этом случае наибольшие усилия по реализации готовой продукции осуществляются на последней стадии движения материального потока – на стадии распределения, поскольку непосредственный контакт с покупателем происходит именно здесь. Конкурентоспособность предприятия-производителя в данном случае зависит не только от качества продукции, но и от уровня логистического обслуживания в процессе ее реализации и послепродажного сервиса. Так как у предприятия здесь нет прямой связи с будущим покупателем или заказчиком до момента реализации продукции, то, естественно, не возникает вопрос об оказании логистических услуг на стадиях закупки и производства.

Если же рассматривать производственные системы тянущего типа, то здесь наблюдается несколько иная ситуация. Предприятие вступает в этом случае во взаимоотношения с заказчиком еще на стадии планирования заказа. Поэтому очень важно для достижения конкурентных преимуществ оперативно реагировать на запросы заказчика на всех этапах движения материального потока.

Таким образом, для достижения устойчивых конкурентных преимуществ для предприятий тянущего типа важно, чтобы при формировании пакета логистических услуг были задействованы все сферы деятельности, несмотря на то, что на первый взгляд, такие стадии, как закупка и производственная деятельность не взаимодействуют с потребителем.

Остановимся более подробно на стадии закупки. Целесообразно выделить услуги логистического сервиса также и в подсистеме закупок, несмотря на то, что, как уже было сказано выше, она не имеет непосредственной связи с потребителем. Следовательно, уже на этапе закупки сырья и материалов должен существовать процесс оказания услуг потребителю. Именно с этого момента начинается процесс логистического обслуживания потребителя производственного предприятия. К логистическим услугам подсистемы закупок можно отнести следующие:

‑ предоставление своевременной и надежной информации о существующих и имеющихся видах сырья и материалов, используемых в производстве продукции и способных повлиять на качество и стоимость готовой продукции в соответствии с требованиями потребителей;

‑ контроль наличия на складах предприятия-производителя постоянного запаса наиболее часто потребляемых видов сырья и материалов, что позволяет начать изготовление заказа в самые кратчайшие сроки;

‑ контроль качества поставляемой продукции (обязательное наличие сертификата и соответствующей маркировки на материалах, визуальный контроль; обязательное проведение экспертизы, подтверждающей химический состав при использовании материалов, бывших в употреблении);

‑ своевременная поставка сырья и материалов на производство за счет предоплаты потребителя, либо за счет собственных средств предприятия-производителя;

‑ оперативная поставка редких позиций сырья и материалов, обеспечение комплектующими материалами.

Можно сказать, что качество логистического сервиса на производственных предприятиях «тянущего» типа зависит не только от внутренних процессов, но и от уровня взаимоотношений, сложившихся как с поставщиками, так и с заказчиками. Поэтому для достижения наибольших конкурентных преимуществ нужно стремиться предоставлять логистические услуги на всех этапах движения материального потока. Отсюда следует, что удовлетворение потребностей заказчиков во многом зависит от сервисных возможностей всех подсистем производственного предприятия, в том числе и подсистемы закупок.

Например, один и тот же заказ может быть выполнен различными предприятиями в разные сроки. Это зависит не только от организации процесса производства, но и от скорости поступления заказа, которая, в свою очередь, обусловлена как наличием постоянного запаса определенных позиций сырья и материалов на складе, так и возможностью оперативной их поставки на предприятие в кратчайшие сроки. Следовательно, предприятие, способное быстрее выполнить тот или иной заказ, при прочих равных условиях обладает определенными конкурентными преимуществами.


Источники:

1. Альбеков А.У., Митько О.А., Федько В.П. Логистика коммерции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 510 с.
2. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика. – СПб: Питер. - 2001.- 155 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:49:09