Продовольственная поддержка беднейших слоев населения США

Шершнев Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (8), Август 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шершнев Е.С. Продовольственная поддержка беднейших слоев населения США // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 8. – С. 73-81.

Аннотация:
Неизбежным следствием рыночной экономики является социальное расслоение общества, т. е. его деление на богатых и бедных. Особенно остро это проявляется в вопросах питания населения, вызывая негативные последствия, далеко выходящие за проблемы каждого отдельного гражданина. Именно поэтому правительства развитых стран прилагает ныне всё большие усилия для сглаживания этого противоречия путем государственного регулирования и перераспределения национального дохода. Показательна в этом отношении практика США.

Ключевые слова: США, продовольственная проблема, социальное расслоение общества, социальное неравенство, перераспределение национального дохода, расслоение общества, продовольственная поддержка

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Неизбежным следствием рыночной экономики является социальное расслоение общества, т. е. его деление на богатых и бедных. Особенно остро это проявляется в вопросах питания населения, вызывая негативные последствия, далеко выходящие за проблемы каждого отдельного гражданина. Именно поэтому правительства развитых стран прилагает ныне всё большие усилия для сглаживания этого противоречия путем государственного регулирования и перераспределения национального дохода. Показательна в этом отношении практика США.

По объему ВВП, приходящемуся на душу населения, США относятся к числу самых богатых стран мира. Однако, ни в одной из других развитых стран нет столь резкой диспропорции в доходах отдельных групп населения, как в США. Даже по официальным данным, 38 млн. американцев (14,5 % населения страны) хронически голодают. По оценкам же независимых экспертов, число хронически недоедающих в США в 1,5 раза выше.

Отношение общественности и правительства к этой проблеме долгое время оставалось двояким: с одной стороны, это считалось естественным следствием рыночной экономики, с другой - позором Америки. Исходя из этого, первые государственные программы продовольственной помощи нуждающимся группам населения США были утверждены Конгрессом еще в начале 60-х годов, но долгое время были скорее декларацией, чем руководством к действию. Только в 80-90-х годах (в связи с обострением социальных противоречий в стране) их финансирование и реализация были превращены в одну из центральных задач Минсельхоза страны.

Для их выполнения в Министерстве было создано специальное подразделение, на которое формально были возложены три главные задачи:

1) улучшение здоровья нации путем предоставления продовольственной помощи нуждающимся слоям населения;

2) укрепление экономики аграрного сектора за счет совершенствования механизма его прямых связей с потребителями продовольствия;

3) повышение уровня образования населения по вопросам рационального питания.

Фактически же на эту службу была возложена ответственность за сглаживание социальных противоречий общества в области распределения продовольствия.

В настоящей время в сша действует 16 государственных программ продовольственной помощи малоимущему населению (см. таблицу). На выполнение этих программ по линии Минсельхоза ежегодно выделяется более 40 млрд. долл., что составляет 65 % общего бюджета этого министерства. Если исходить из официальных задач каждой программы, то все они могут быть условно разбиты на четыре группы:

‑ основную группу составляют программы, главной задачей которых является сглаживание социальных противоречий американского общества. С их помощью государство пытается убрать неимущих с улиц, не допускать социальных взрывов в наиболее бедных регионах страны, поддержать нуждающихся пенсионеров. Прямо или косвенно на эти цели ориентировано 7 программ (N1, N7, N11, N12, N13, N14, N15), общая стоимость реализации которых превышает 29 млрд. долл. в год. Сегодня такая помощь оказывается бесплатно более 12 % населения страны, относящегося по американской классификации к "малоимущим слоям";

‑ вторую группу составляют программы, ориентированные на оказание продовольственной помощи тем группам населения, от уровня питания и состояния здоровья которых "зависит будущее нации": беременным женщинам и матерям, младенцам, детям и школьникам. На достижение этой цели ориентировано 7 программ (N2, N3, N4, N5, N6, N8, N9, N10), общая стоимость реализации которых превышает 11 млрд. долл. в год.

Такая помощь оказывается бесплатно или по льготным ценам всем входящим в эти группы лицам. Фактически же социальный смысл этой группы программ весьма близок к содержанию программ первой группы;

‑ в третью группу могут быть выделены программы (или специальные их разделы), преследующие цель повышения образовательного уровня американского общества в вопросах выбора оптимальных рационов питания для отдельных групп населения. Непосредственно достижению этой цели посвящена одна программа (N4), но эта цель особо выделяется и во многих других программах (N1, N2, N5, N12);

‑ в четвертую группу входят всякого рода "чрезвычайные" программы продовольственной помощи, оказываемой отдельным территориям, группам населения или даже отдельным семьям. К этой категории помощи могут быть отнесены 2 программы (N13 и N16).

ПРОГРАММА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КУПОНОВ (The Food Stamp Program) – главная среди всех программ продовольственной помощи. Введенная как временная мера в 1961 г., она стала постоянной с 1964 г. и предусматривает выпуск "купонов", которые дают право малоимущим гражданам отоваривать их в продовольственных магазинах. В 1995г. таких купонов было передано нуждающимся группам населения на 27,7 млрд. долл.

Возможность и разрешение на участие в программе основывается на размере домашнего хозяйства и уровне дохода, стоимости имущества и других факторах. (Для семьи из 4-х человек общий месячный доход не должен превышать 130 % от федерального уровня бедности.)

С учетом всех этих факторов в 1995 г. продовольственными купонами ежемесячно пользовались почти 27 млн. человек (11% населения страны), а среднемесячное пособие на 1 чел. равнялось 74 долл.

В рамках программы продовольственных купонов Минсельхоз предоставляет также материалы образовательного характера с тем, чтобы помочь их получателям лучше использовать пособие.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНЫХ ОБЕДОВ (The National School Lunch Program) обеспечивает сбалансированные по питательной ценности, недорогие или бесплатные обеды для 25 млн. детей ежедневно. Ежегодно Конгресс выделяет на эту программу 4-5 млрд. долл.

Право покупать пищу через программу школьных обедов имеет любой ребенок, вне зависимости от уровня дохода семьи. Однако дети из семей, чей доход ниже 130 % уровня бедности, получают обеды бесплатно, дети из семей с доходом от 130 до 185 % уровня бедности ‑ по льготным ценам, свыше 185 % ‑ по полной стоимости. Характерно, что в середине 90-х годов Минсельхоз начал "полномасштабную реформу программы школьных обедов". Её центральными задачами было названо достижение четырех целей:

‑ во-первых, "осовременить" стандарты школьного питания таким образом, чтобы они полностью отвечали рекомендациям науки. Для обеспечения решения этой задачи в октябре 1994 г. Конгресс принял "Акт о Здоровой пище для здоровых американцев", который, в частности, установил, что все школьное питание должно соответствовать основным диетическим нормам;

‑ во-вторых, выработать у детей правильный подход к выбору продуктов питания. Признавая, что улучшение образования школьников в области питания способствует выбору здоровой пищи у всего населения, Минсельхоз принял специальные меры для предоставления всей необходимой информации по вопросам соответствующего возрасту питания детей в школе и родителей на дому;

‑ в-третьих, обучить школьный персонал, имеющий дело с питанием и обслуживанием детей готовить пищу в соответствии с американскими стандартами в этой области и привлекательную для детей.

- в-четвертых, добиться практического сокращения в школьном питании жиров, соли и сахара при одновременном увеличении (минимум в два раза) количества свежих фруктов и овощей. Был разработан также проект использования в школах опыта Министерства обороны в деле расширения ассортимента продуктов и улучшения рациона питания солдат и офицеров.

ПРОГРАММА ШКОЛЬНЫХ ЗАВТРАКОВ (The School Breakfast Program) охватывает ежегодно в среднем 5,8 млн. детей. На её реализацию Конгресс ежегодно ассигнует более 1 млрд. долл. Приобретать завтрак в рамках этой программы может любой школьник. При этом дети из семей с доходом ниже 130 % от уровня бедности имеют право на бесплатный завтрак, из семей с доходом от 130 до 185 % ‑ на завтрак по сниженным ценам, из семей с доходом свыше 185 % ‑ покупают завтрак по полной стоимости. Большинство детей (87%) получают школьные завтраки бесплатно или по сниженным ценам.

Развитие этой программы рассматривается в Минсельхозе в качестве одного из главных приоритетов. Акт 1994 г. "О здоровой пище для здоровых американцев" закрепил такой подход к этой программе и предусматривает дальнейшее увеличение ее финансирования.

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ (The Nutrition Education and Training Program) ставит перед собой весьма амбициозную цель: "обеспечить лидерство в приобретении привычки к здоровому питанию за детьми американской нации" путем предоставления им эффективного образования и опыта в вопросе выбора продуктов питания как части здорового образа жизни. В 1995 г. Конгресс ассигновал на эту программу 10,3 млн. долл.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН, МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ (The Special Supplemental Nutrition Program for Women, Infants and Children) имеет своей целью улучшить здоровье беременных, только что родивших и кормящих женщин, младенцев и детей до 5 лет, обеспечивая их дополнительным питанием. В некоторых штатах сложилась практика передачи продуктов питания прямо пациенту, но большинство штатов применяют специальные купоны, которые могут быть использованы в специальных продовольственных магазинах для приобретения санкционированных продуктов питания.

На проведение этой программы ежегодно выделяется более 3,5 млрд. долл. За этот счет ежемесячно обслуживалось 7 млн. человек, включая 4 из 10 родившихся детей. (Чтобы получить эту помощь, претендент должен отвечать правилам штата по срокам проживания, уровню дохода и определен профессионалами в области здоровья как принадлежащий к группе риска в связи с недостаточным питанием.)

Продуктовый набор участнику программы, предназначенный в качестве дополнения к его питанию, отличается высоким содержанием белка, кальция, железа, витаминов А и С. Он включает обогащенные железом детские питательные составы и питание на зерновой основе для младенцев, обогащенное железом зерновое питание для взрослых, богатые витамином С фруктовые или овощные соки. Обычно в него входят также яйца, молоко, сыр, арахисовое масло, сухие бобы или горох.

Специальными продуктами питания по назначению врача обеспечиваются те, кто имеет специфические медицинские показания. Так как Минсельхоз поощряет участвующих в программе матерей кормить своих детей грудным молоком во всех случаях, когда это возможно, то женщины, которые следуют этим рекомендациям, получают усиленное питание, включающее рыбу тунец и морковь.

ПРОГРАММА ПИТАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА (The Nutrition Program for the Elderly) обеспечивает своих участников здоровой пищей с помощью передвижных кухонь (“питание на колесах”) или в стационарных центрах для пожилых граждан.

В конце 90-х годов по этой программе обеспечивалось в среднем денежное возмещение стоимости более чем 1 млн. порций пищи в день. Возраст – единственный фактор, определяющий возможность участия в этой программе. Лица 60 лет и старше (а их супруги – вне зависимости от возраста) получают этот вид продовольственной помощи без всяких условий по уровню их дохода.

Таковы цели, параметры и механизмы основных государственных программ США по оказанию продовольственной помощи нуждающимся слоям населения страны. Ассигнуемые на эти цели средства из государственного бюджета непрерывно возрастают в последние два десятилетия и в конце 90-х годов находились на уровне 40 млрд. долл. в год.

Практически 70 млн. беднейших граждан страны, т.е. 28% ее населения, пользуются услугами этих программ. При этом каждый участник программ ежемесячно получает дополнительное питание, в среднем, на 70 долл. По оценкам Минсельхоза и независимых экспертов, это дает позитивные результаты как с точки зрения улучшения рационов питания наиболее нуждающихся групп общества (дети, кормящие матери, пожилые люди), так и существенно сглаживать некоторые весьма острые и болезненные социальные проблемы американского общества.

Пропагандируя эти программы, Минсельхоз регулярно проводит встречи, брифинги и круглые столы по вопросам продовольственной политики правительства и оказания помощи нуждающимся. Кроме того обеспечивается доступ общественности к широкому кругу документов Минсельхоза через средства массовой информации, Интернет и другие каналы электронной связи. В системе Министерства создан специальный механизм оперативного реагирования на запросы потребителей по поводу помощи и информации о политике и процедурных вопросах Минсельхоза.

В дополнение к этому следует добавить, что в 1994 г. в США создан новый орган – "Центр питания". Его главная цель – государственная координация деятельности Минсельхоза и других заинтересованных ведомств в области исследований по питанию, повышение культуры питания в стране, соединение научных исследований с продовольственными нуждами американских потребителей, обеспечение государственного стратегического планирования и координации политики в области питания. Центр проводит самостоятельные исследования в области питания, предоставляет информацию и материалы для специалистов в области здоровья в целях расширения знания и понимания общественностью важности этой проблемы. Одной из практических задач Центра является изучение эффективности действия государственных программ продовольственной помощи населению страны и разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию этих программ. Бюджет Центра превышает 2 млн. долл. в год.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:05:42