Управление инновационно-инвестиционной деятельностью

Кармазина Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кармазина Ю.А. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 62-65.

Аннотация:
От эффективности управления инновационно-инвестиционной деятельностью во многом зависит конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние в будущем и уровень достижения стратегических целей. Для оценки эффективности управления инновационно-инвестиционной деятельностью телекоммуникационного холдинга необходимо разработать показатель, учитывающий отраслевую специфику и влияние различных качественных факторов.

Ключевые слова: инвестиции, эффективность инновационной деятельности, инновационно-инвестиционная деятельность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



От эффективности управления инновационно-инвестиционной деятельностью во многом зависит конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние в будущем и уровень достижения стратегических целей. Для оценки эффективности управления инновационно-инвестиционной деятельностью телекоммуникационного холдинга необходимо разработать показатель, учитывающий отраслевую специфику и влияние различных качественных факторов.

Предлагаем использовать интегральный индикатор (ИИ), разработанный на основе методики финансового анализа А.Д. Шеремета и Е.В. Негашева. Аспекты финансового состояния, учитываемые в предлагаемой методике, соответствуют тем областям коэффициентов, которые используют Шеремет – Негашев:

‑ платежеспособность характеризуется коэффициентами ликвидности (текущей, быстрой и абсолютной), каждый из которых уточняет состояние предприятия;

‑ рентабельность показывает, насколько эффективно используются имеющиеся средства в целях получения прибыли;

‑ оборачиваемость отражает скорость превращения вложенных средств в денежную форму и оказывает непосредственное влияние на платежеспособность;

‑ финансовая устойчивость будет отражаться на основе коэффициента автономии, коэффициента обеспеченности материальных запасов СОС (способность предприятия обходиться собственными средствами для возобновления производственного процесса) и коэффициента маневренности собственного капитала.

Определим базовые нормы, с которыми будут сопоставляться фактические значения вышеуказанных коэффициентов. Выбор критериев основан на сочетании общепризнанных стандартов финансового анализа и особенностей телекоммуникационной отрасли:

‑ Нормы платежеспособности: коэффициент текущей ликвидности – 1,4-2; быстрой (уточненной) – не менее 1; абсолютной – 0,1-0,2.

‑ Нормы рентабельности: субъективны, зависят от целей холдинга, развития отрасли и экономической обстановки в целом. Основываясь на средних для отрасли уровнях (7-10%), установим рентабельность активов ‑ 1,07-1,1 , собственного капитала – 0,05-0,15.

‑ Нормы оборачиваемости: субъективны, зависят от особенностей отрасли, масштаба предприятия, требуют мнения экспертов, статистических данных и т.п. Основываясь на средних для отрасли уровнях, установим оборачиваемость активов – 0,5. Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности должна быть приблизительно равной производственному циклу. Производственный цикл ‑ 1 месяц, однако расчеты за услуги международной и междугородной связи оплачиваются на месяц позже, следовательно, цикл составит 1,5 месяца, а норма оборачиваемости дебиторской задолженности за год – 8, оборачиваемость кредиторской задолженности может быть ниже – 6.

‑ Нормы финансовой устойчивости: коэффициент автономии – не менее 0,5, обеспеченности материальных запасов СОС - 0,6-0,8; маневренности собственного капитала – 0,1-0,2.

Присвоим каждой составляющей ИИ значение обоснованных весовых коэффициентов. В данной модели весовой коэффициент 1 присваивается каждому из четырех аспектов финансового состояния: платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и финансовой устойчивости. В рамках каждого аспекта экспертным путем устанавливаются весовые значения коэффициентов, суммарно дающие единицу. Это позволяет, придав одинаковую весовую оценку всем аспектам ИИ, реально оценивать соответствующий аспект в зависимости от поставленных перед предприятием задач путем различных весов входящих в него коэффициентов.

Платежеспособность: коэффициенту абсолютной ликвидности присвоено весовое значение 60%, т.к. именно он характеризует текущую платежеспособность предприятия (что важно в динамично развивающейся отрасли). Коэффициенты быстрой и текущей ликвидности характеризуют ожидаемую платежеспособность. Коэффициент текущей ликвидности является показателем принятия решения о банкротстве предприятия. Поэтому этим коэффициентам присваиваются веса 25% и 15% соответственно.

Рентабельность: рентабельность активов характеризует экономическую рентабельность собственного и заемного капитала, а рентабельность собственного капитала – финансовую рентабельность. Поэтому этим коэффициентам присвоены веса 55% и 45% соответственно.

Оборачиваемость: показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности взаимосвязаны и влияют как на рентабельность, так и на платежеспособность предприятия, а оборачиваемость активов характеризует перспективную платежеспособность предприятия. Поэтому коэффициентам оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности присвоен одинаковый вес 40%, а оборачиваемости активов – 20%.

Финансовая устойчивость: коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками – основной показатель методики определения финансовой устойчивости. Недостаток СОС для формирования запасов и затрат приводит предприятие на грань банкротства. Таким образом, коэффициенту, отражающему долю СОС в запасах, присваивается наибольший вес – 40%, остальным коэффициентам – по 30%.

соответствующего аспекта.

Если ИИ равен или более 1, то компания имеет удовлетворительную структуру и ликвидность баланса и использует имеющиеся в ее распоряжении средства с той эффективностью, с которой это позволяет сделать сложившаяся в отрасли рыночная конъюнктура, т.е. менеджмент предприятия достаточно эффективен. Если значение ИИ отрицательное, то можно с достаточной степенью уверенности говорить о дефиците собственных оборотных средств, либо убыточности деятельности предприятия. Если же проанализировать аспекты и отдельные их составляющие более подробно, можно выявить слабые места предприятия, наметить направления повышения эффективности, принять решение о модернизации процесса или реинжиниринге бизнес-процесса.

Разработанный ИИ ликвидирует недостатки методики Шеремета – Негашева, т.е. учитывает отраслевые особенности анализируемого предприятия при выборе базовых значений финансовых коэффициентов и устраняет одинаковые значения обоснованных весовых коэффициентов. Кроме того, он базируется на комплексном подходе к оценке финансового состояния предприятия, предоставляет базу для объективного сравнения всех предприятий отрасли и позволяет оценить степень их конкурентоспособности.

ИИ, разработанный для оценки эффективности бизнес-процесса управления инновационно-инвестиционной деятельностью предприятия связи, может быть использован для сравнения эффективности различных компаний отрасли, а при модификации (включении дополнительных показателей и исключении не столь существенных) может быть применен для оценки любого бизнес-процесса и предприятия в целом.

Литература


Источники:

1. Чаадаев В.К. Бизнес-процессы в компаниях связи. – М.: Эко-Трендз, 2004.
2. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. – М.: Инфра-М, 2005.
3. Волков О. Стандарты и методологии моделирования бизнес-процессов // Корпоративное издание Связьинвест. ‑ 2005. ‑ № 7.
4. Горелик М.А., Голубицкая Е.А. Основы экономики телекоммуникаций (связи). – М.: Радио и связь, 1997.
5. Шеер А.-В. Бизнес-процессы: основные понятия, теории, методы. - М.: Просветитель, 1999.
6. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2000.
7. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высшая школа, 1997.
8. Ковалев А.И. Анализ финансового сосотояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:28:15