Анализ ситуации на рынке водки в России

Скрыпникова М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (8), Август 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скрыпникова М.Н. Анализ ситуации на рынке водки в России // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 8. – С. 67-72.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 6 2000, № 7 2000) В предыдущих номерах журнала мы начали серьезный разговор о том, какое место занимает алкоголь в жизни людей разных национальностей и какую роль он играет в экономике и экономической безопасности различных стран мира. Учитывая, что это один из самых прибыльных видов бизнеса, сегодня наблюдается резкий подъем выпуска фальсифицированных алкогольных и спиртосодержащих продуктов. При этом значительная часть спиртных напитков отличается очень низким качеством. Продолжим наш разговор.

Ключевые слова: водка, алкогольная продукция, рынок алкогольных напитков

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



По данным МВЭС России, от 30-ти процентов и более проверенной алкогольной продукции по своему качеству не отвечает требованиям ГОСТа или является фальсифицированной. В 1996 г. было забраковано или снижено в сортности, почти 40% проверенного коньяка отечественного производства, 35% виноградного и плодово-ягодного вина, почти 30% водки и ликеро-водочных изделий. Из импортных напитков наиболее низким качеством отличаются виноградные вина и коньяк (около 40% всей проверенной продукции).

Низкое качество характерно для вино-водочных изделий из Дагестана, Чувашии, Новгородской, Орловской, Смоленской, Владимирской, Волгоградской областей (бракуется до 100% проверенного количества), из Астраханской, Кемеровской, Московской, Омской, Оренбургской, Сахалинской областей (от 50% до 90%). Основной объем алкогольных изделий не соответствует государственным стандартам по органолептическим и физико-химическим показателям, признакам фальсификации и нарушения реализации этой продукции в предприятиях торговли.

Однако эта картина не идет ни в какое сравнение с той, которая открывается, если к продажной водке приплюсовать народный напиток — самогон. С учетом последнего на долю вина и пива в 1994 году приходилась ничтожная величина — 8,7% от общего потребления спиртного в пересчете на чистый алкоголь. Все остальное занял крепкий алкогольный ассортимент.

В настоящее время в процентном отношении в структуре продажи алкогольных напитков и пива (в пересчете на абсолютный алкоголь) водка и ликероводочные изделия занимают превалирующий объем. Сейчас она достигает уровня 80-82%. Вино составляет около 7%, пиво – 9%. Остальные 4% приходятся на коньяк и шампанское. Такое соотношение сохраняется последние несколько лет, и заметных сдвигов в пользу напитков с более низким содержанием алкоголя не наблюдается (диагр. 1).

Диаграмма 1

Цены на водку продолжают расти, однако потребление этого напитка не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

В 1995 году произошли кое-какие положительные сдвиги: разработка и введение федерального закона о государственном регулировании оборота этилового спирта и алкогольной продукции, ограничивающего ввоз импортного спирта. Вместе с тем отсутствие реального контроля над производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции привело к тому, что ситуация практически вышла из-под контроля.

В 1997 году вышел Указ Президента Российской Федерации о дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и вытекающего из него комплекса экономических мер по усилению государственного контроля в данной области.

В октябре 1998 года издан Указ Президента Российской Федерации, известный под номером 1199, и Постановление Правительства РФ № 1159, об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

В январе 1999 года принята новая редакция федерального закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Данные и принятые в дальнейшем меры позволили в 1997, 1998 и в первой половине 1999 года несколько стабилизировать положение дел на отечественном алкогольном рынке [1].

Правительству удалось увеличить поступления акцизов на эти товары. В результате в I квартале 1999 года произошло увеличение легального производства водки и ликероводочных изделий по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,6 раза, что позволило дополнительно получить в бюджет более 1 млрд. рублей [2].

Перекрыт канал поступления поддельной водки в Белгород. Совместными усилиями сотрудников Управления по борьбе с организованной преступностью при УВД Белгородской области и МВС Украины пресечена деятельность группы граждан, которые на протяжении нескольких месяцев поставляли в Белгород фальшивую водку. Умельцы развернулись в одной из арендованных квартир в Белгороде. Дешевую "горилку" регулярно привозили из Харькова сразу по нескольку ящиков, потом в обычной ванне с горячей водой "отпаривали" этикетки и вместо них клеили российские фирменные знаки, точнее, этикетки Валуйского завода. При тщательной проверке этих бумажных изделий выяснилось, что изготовлены они не хуже настоящих. За группой злоумышленников установили усиленное наблюдение и вскоре оперативники нашли типографию, в которой все это печатали. Как выяснилось, количество изготовленных этикеток измерялось сотнями тысяч, так что многие из них уже давно наклеены и проданы. Что же касается качества содержимого бутылок, то оно российской экспертизы не выдержало, не говоря уже о содержании спирта, т.е. крепости: она колебалась от 30 до 33%. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело, решается вопрос о санкциях в отношении всех участников подпольного производства. Изъято большое количество приготовленной для продажи фальшивой водки и поддельных этикеток [3].

По данным департамента потребительского рынка г. Москвы, "левой" водки в России стало меньше. Так, в первом полугодии 1999 года количество некачественного алкоголя составило 6% от всех отобранных образцов по сравнению с 14,2% в 1998 году. И тем не менее в этом году из незаконного оборота только в Москве было изъято свыше 9 млн. бутылок алкогольных напитков и более 600 тыс. литров спирта, пресечена деятельность 50 нелегальных производств по розливу фальсифицированных спиртных напитков [4].

Однако до сих пор эта проблема остается актуальной. По данным налоговой полиции РФ казна от подпольного рынка алкоголя теряет порядка 1 млрд. рублей ежемесячно [5], а доходы мафиозных водочных дельцов приближаются, по некоторым оценкам, к 7 млрд. долларов в год" [6].

Российское государство ужесточает правила игры на рынке алкоголя. В 1999 г. Борис Ельцин подписал Указ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции", направленный на обеспечение государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, защиту прав потребителей, охрану жизни и здоровья людей.

Принятые в дополнение к уже действующим указам и законам меры объясняются не уменьшающимся количеством правонарушений в сфере алкогольного бизнеса. Масштабы подпольного бизнеса и вызвали появление в Уголовном кодексе двух новых статей (принятых ранее настоящего закона), в которых предусматривается уголовная ответственность за изготовление поддельной ликероводочной продукции и подделку акцизных марок.

И милиция, и налоговая полиция активно борются с правонарушениями в этой сфере. Только за I полугодие 1999 года конфисковано незаконно алкогольной продукции на сумму около пяти миллионов рублей. Но, по словам представителя налоговой полиции, начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом подакцизных товаров Сергея Углева, она до сих пор находится на складах, поскольку для решения этой проблемы нужны специальные судебные постановления.

Кстати, в новом законе предусмотрены очень большие штрафы за нарушение законодательства в сфере производства и сбыта алкогольной продукции. За деятельность, осуществляемую без лицензии, ‑ административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования и сырья. За деятельность с нарушением условий лицензии ‑ от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Производство же и продажа алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормам, наказываются административным штрафом в размере от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования и сырья.

Однако необходима умно продуманная, четко сформулированная и распланированная на большой отрезок времени государственная алкогольная политика.


Источники:

1. http://www.minfin.ru/off_inf/129.htm.
2. Официальная информация Правительства РФ. http://www.minfin.ru/off_inf/129.htm.
3. Пресс-служба УВД Белгородской области. 28 марта 2000 г. http://www.uvd.bel.ru/News/280300_1.htm.
4.Томская информационно-аналитическая газета "Деловой Обзор" Выпуск No.10 1999 г.
5. Газета “Труд” 19.01.2000 г.
6. Томская информационно-аналитическая газета "Деловой Обзор" Выпуск No.10, 1999 г.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:02