Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2007

Современные концепции рационального управления в аграрном производстве

Эмиргамзаев Даир Гасанович, соискатель института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
В настоящее время имеется богатый зарубежный опыт управления аграрным производством, который все больше привлекает внимание российских специалистов при разработке теоретических и практических вопросов управления аграрным производством. Конечно, зарубежные модели управления не могут быть приняты в неизменном виде, необходимо учитывать политические, социальные и культурные особенности нашей страны, но общепринятые в мировой практике направления во взглядах на роль государства в управлении агрокомплесом целесообразно осмыслить и использовать.
Цитировать публикацию:
Эмиргамзаев Д.Г. Современные концепции рационального управления в аграрном производстве // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 192-197.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время имеется богатый зарубежный опыт управления аграрным производством, который все больше привлекает внимание российских специалистов при разработке теоретических и практических вопросов управления аграрным производством. Конечно, зарубежные модели управления не могут быть приняты в неизменном виде, необходимо учитывать политические, социальные и культурные особенности нашей страны, но общепринятые в мировой практике направления во взглядах на роль государства в управлении агрокомплесом целесообразно осмыслить и использовать.

Зарубежная концепция управления аграрным производством исходит из того, что без государственного регулирования и поддержки деятельность сельскохозяйственных предприятий малоэффективна, хотя в экономической теории стран Европы и Америки долгое время господствовало убеждение о самодостаточности рыночного механизма, как инструмента саморегулирования экономики в целом и аграрного производства в частности. Это убеждение было настолько широко распространено на Западе, что даже сегодня влиятельные и авторитетные экономисты выступают против всякого вмешательства государства в экономическую жизнь.

В экономически развитых странах (США, Франция, Италия, Япония, Германия, Великобритания, Норвегия, Дания и др.) управление агросистемой направлено на достижение определенных целей, то есть на получение соответствующих показателей, закладываемых изначально при создании предприятий, а впоследствии при выработке, принятии и осуществлении управленческих решений.

В странах с развитой рыночной экономикой имеется целенаправленное государственное воздействие на сельскохозяйственное производство по следующим основным направлениям:

‑ пользование земельными и водными ресурсами находится под непрерывным контролем государства за их экологическим благополучием;

‑ имеет место регулирование инвестиционного процесса и субсидирование производственной и непроизводственной инфраструктуры в сферах агробизнеса;

‑ выплачиваются дотации на производство приоритетных видов сельскохозяйственной продукции и поддержание высокого уровня закупочных цен;

‑ оказывается воздействие на отрасли аграрной сферы через систему информационного обслуживания.

Государственное воздействие в большинстве развитых стран предусматривает, прежде всего, разработку, принятие и организацию выполнения хозяйственного законодательства, то есть создание соответствующей правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Реализация правовой системы осуществляется через конкретные программы:

‑ поддержки уровня доходов фермеров;

‑ предоставления льготных кредитов;

‑ охраны окружающей среды и др., целью которых является создание условий для прибыльного функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях развитого рынка и обеспечение для них равных (а лучше ‑ приоритетных) конкурентных возможностей с производителями из других стран.

Прибыльность сельскохозяйственного производства в развитых странах обеспечивается:

‑ поддерживанием на внутреннем рынке такого уровня цен на сельхозпродукцию, который бы давал производителю возможность не только окупать затраты на производство, но и получать доход;

‑ искусственным понижением себестоимости производства сельскохозяйственной продукции посредством прямых государственных субсидий за счет бюджетных средств.

Указанные способы обеспечения прибыльности сельскохозяйственного производства во многом предопределяют главные направления, по которым осуществляется государственное регулирование агросистемы экономически развитых стран, таких как США, Франция, ФРГ, Япония и др. Эти направления включают:

‑ регулирование (экономическими методами) цен на сельхозпродукцию и контроль потребительских цен (на внутреннем рынке);

‑ субсидирование и кредитование производственной и непроизводственной инфраструктуры АПК;

‑ выплату дотаций на производство приоритетных видов сельскохозяйственной продукции и поддержание достаточно высокого (для окупаемости и прибыльности производства) уровня государственных закупочных цен на сельхозпродукцию;

‑ регулирование земельных отношений в целях рационального использования земельных ресурсов как общенациональной ценности; социальная поддержка фермеров и т.д.

Важное значение в Европе, США, а также в Японии имеет выбор рациональной политики в регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию. Конечно, ни о каких административных мерах со стороны государства речь при этом не идет, а применяются особые, рыночные механизмы. Так, в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) существуют целевые или ориентирующие цены, определяющие верхний предел цен на сельскохозяйственную продукцию и так называемые интервенционные цены – цены государственного вмешательства.

С 1973 года специальным законом в США введена система целевых цен, аналогичная системе цен в ЕЭС. В соответствии с ней, если рыночная цена на сельхозпродукцию опускается ниже целевой, государство осуществляет доплаты фермерам разницы между целевой и рыночной ценой. Целевая цена гарантирует покрытие затрат производителя при среднем и низком уровне издержек, получение процентов на вложенный капитал, возможность выплаты земельной ренты, а также доход, необходимый для воспроизводства [2].

Аналогичная ценовая политика государства осуществляется в Японии. В этой стране государственное регулирование внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции включает в себя мероприятия по стабилизации цен на эту продукцию, а также закупку большей части её государством. Эти мероприятия имеют целью поддержание на прежнем уровне или повышение доходов производителей сельхозпродукции, необходимых для модернизации производства.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования является субсидирование сельского хозяйства, то есть его финансирование на возвратной, а чаще ‑ на безвозвратной основе. Следует также отметить, что система управления агросистемой во многих развитых зарубежных странах состоит не только из государственного регулирования, но и хозяйственного самоуправления.

Опыт Великобритании, США, Франции и других стран свидетельствует о том, что параллельно с государственной системой в аграрном секторе функционирует и хозяйственная вертикаль в виде отраслевых союзов, объединений, советов, кооперативов и других организаций.

Хозяйственное управление построено на основе кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов, входящих в агрокомплекс и занимающихся не только выращиванием, но также переработкой сельскохозяйственной продукции, сбытом, поставкой средств производства, агросервисом и другими видами деятельности.

Так в США существуют местные, региональные, межрегиональные сельхозкооперативы.

Местные кооперативы – это самостоятельные, самоуправляемые организации (обслуживают территорию в округе 50 км). Они могут входить в союзы кооперативов; сливаясь, они перерастают в региональные структуры, охватывающие своей хозяйственной деятельностью территорию, равную одному или даже нескольким штатам. [1].

Консультативные центры Дании работают за счет бюджетных ассигнований и средств, поступающих от самих фермеров. Такая форма финансовой интеграции сочетает в себе государственные и личные интересы сельхозпроизводителей в сфере повышения уровня квалификации работников аграрного сектора, что, безусловно, способствует его эффективному развитию.

Таким образом, анализ сложившейся системы управления агрокомплексом в ряде зарубежных стран показывает необходимость совершенствования экономического механизма государственного регулирования аграрного производства, а также развитие системы хозяйственного управления на основе кооперации и интеграции.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Баклаженко Г. Концепция хозяйственного управления АПК //АПК: экономика, управление. 1998, № 6.
2. Яковлев А.В. Региональная агросистема на современном этапе: вхождение в рынок (в двух частях). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997.