Школа подготовки предпринимателей (бизнесменов)

Фияксель Э.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фияксель Э.А. Школа подготовки предпринимателей (бизнесменов) // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 161-165.

Аннотация:
Перед высшей школой сегодня поставлена задача подготовки менеджеров, способных создавать новый конкурентоспособный интеллектуальный продукт. Примером для подражания в этой области можно считать Гарвардскую школу бизнеса. Ее значительные ресурсы делают ее совершенным предприятием для подготовки бизнесменов и руководителей любого звена, готовых к решению любых стратегических задач и головоломок. Однако прежде чем подражать даже самым лучшим примерам, следует ответить на принципиально важный вопрос: кого и как учить.

Ключевые слова: предпринимательство, высшее образование, подготовка руководителей, бизнес-образование, подготовка менеджеров

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Перед высшей школой сегодня поставлена задача подготовки менеджеров, способных создавать новый конкурентоспособный интеллектуальный продукт. Примером для подражания в этой области можно считать Гарвардскую школу бизнеса. Ее значительные ресурсы делают ее совершенным предприятием для подготовки бизнесменов и руководителей любого звена, готовых к решению любых стратегических задач и головоломок. Однако прежде чем подражать даже самым лучшим примерам, следует ответить на принципиально важный вопрос: кого и как учить.

В начале 1960-х годов, выступая с докладом «Две культуры и научная революция», известный английский писатель Ч.П. Сноу описал эффект «расщепления» общечеловеческой культуры на два направления: гуманитарное и естественнонаучное, и указал на опасность подобного расщепления, которое чревато дезинтеграцией общества и знаний.

За прошедшие десятилетия ситуация еще более усложнилась. Возникло новое направление культуры, которое можно условно назвать «деловой культурой», причем противопоставление уже трех направлений – гуманитарного, естественнонаучного и делового – за это время лишь усилилось. Надо сказать, что в России эта тенденция не столь заметна, поскольку с началом социально-экономических реформ в нашей стране в бизнес пришло большое число людей, ранее занимавшихся естественнонаучными исследованиями. [2]

Деятельность менеджеров представляет собой синтез подходов, характерных для всех трех типов культуры.

Во-первых, эффективное управление современными компаниями невозможно без образного мышления, которое необходимо для появления новых бизнес-идей, обеспечивающих конкурентные преимущества. Образное мышление развивается в рамках гуманитарной культуры.

Во-вторых, точная аналитика и расчеты на базе математических моделей – это обязательные условия успешной реализации бизнес-идей. Аналитика и расчеты – основа естественнонаучной культуры. Наконец, в современной бизнес-культуре необходимо принимать во внимание различные аспекты социума. [2]

Для формирования личности, способной к синтезу подходов этих культур, необходимо пересмотреть содержание бизнес-образования и разработать специфические формы обучения.

Для подготовки менеджеров современного уровня на кафедре венчурного менеджмента в Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ проводится эксперимент. С 4-го курса студенты специальностей «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика», «Финансы и кредит» и «Бизнес-информатика» поступают на кафедру, где обучаются по особой системе:

1) кроме теоретических и семинарских занятий, которые проходят в первой половине дня, во второй половине дня (не менее 4-х часов) они работают над реальными высокотехнологическими проектами;

2) работа осуществляется в командах по 5 человек, где для каждого студента определяется своя роль в работе: финансиста, маркетолога, коммерсанта, специалиста по персоналу, координатора (руководителя) проекта;

3) работа проводится под руководством пяти мастеров-преподавателей, каждый из которых имеет соответствующую специальность;

4) во время учебы подбираются предметы, которые также разбиты на пять групп: финансы, маркетинг, коммерция, управление персоналом, стратегия и лидерство;

5) на занятиях применяются методы «мозгового штурма», дебатов, деловых игр, тренингов, разработки бизнес-планов, презентаций, где студенты также разбиты на команды по 5 человек;

6) теоретические и семинарские занятия проводят бизнес-консультанты, руководители компаний, сотрудники госорганов и др.

Анализируя систему подготовки студентов разных специальностей, пришедших на кафедру, следует отметить их разную подготовку в фундаментальных знаниях по математике. Количество часов подготовки менеджеров по математике в два раза меньше, чем у финансистов и экономистов, которые, в свою очередь, практически не получают знаний по психологии, лидерству и менеджменту. Что же касается маркетинга, то его азы изучаются на всех факультетах, но даже маркетологам даются лишь теоретические знания, не читаются лекции по современным рыночным технологиям, а занятия в интерактивном пространстве практически отсутствуют. Студенты не акцентируют внимание на рекламном деле и креативности, упор делается на общие методы маркетинговых исследований.

Но основная проблема, с которой пришлось столкнуться при подготовке менеджеров (предпринимателей) для Hi-tech – это отсутствие понимания процессов физики, химии, биологии, информатики. А ведь на сегодняшний день самые передовые инновационные технологии лежат в области генной инженерии, нанотехнологий, интерактивного пространства.

Российское научное сообщество сегодня в целом осознает необходимость подготовки особого типа специалистов высшей квалификации, занимающихся коммерциализацией результатов исследований и разработок: составлением бизнес-планов, проведением маркетинговых исследований и, что особенно важно, – осуществлением информационного и делового «сопряжения» с профессиональными менеджерами. В связи с этим отметим, что в США более 30% крупных коммерческих фирм, специализирующихся в области разработки и продажи высокотехнологической продукции – компьютеров, программного обеспечения, лекарственных препаратов, бытовой техники – созданы учеными, которые, разработав новые технологии, самостоятельно занимаются их коммерциализацией. [4]

Необходимо также отметить, что вся система гуманитарного и делового образования основана на принципах анализа: дается некая теория, которая иллюстрируется множеством примеров, подтверждающих ее правильность. А чего нет в подобном образовании, так это – синтеза, то есть отсутствует система моделирования, постановки задачи на базе имеющихся фактов. Никто не преподает по системе: постановка эксперимента - получение результата - анализ данных, которые получены в результате других работ - построение новой модели, теории - систематизирование всех имеющихся результатов - моделирование нового знания.

Пока бизнес связан с традиционными сферами, все более или менее понятно, но как только мы проникаем в область Hi-tech, все воспринимается по-другому. И не используя все методы анализа известных теорий и явлений, синтез новых данных, моделирование новых процессов, постановку глобальной задачи, нельзя развить инновационный бизнес.

Для раскрутки инновационного бизнеса нужно создавать команды менеджеров, состоящие как из гуманитариев, имеющих бизнес-образование, так и специалистов в естественнонаучных сферах, обладающих бизнес-навыками. Именно такие команды способны продвинуть проекты в области Hi-tech от стадий «посева» и старт-апа до стадии широкого производства продукта.


Источники:

1. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х.Гилмер. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес – сцена. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2005, с.208
2. Г. Константинов, С. Филонович. Интеллектуальное предпринимательство, или принципы обретения конкурентного преимущества в новой экономике. // Harvard Business Review Россия, октябрь, 2005, с. 49-57
3. М. Галушкина. Победило Советское образование. // Эксперт. 2005. № 38. с. 92-102
4. Б.И.Бедный, И.В.Шейнфельд, С.С.Балабанов, Б.К.Козлов. Маркетинговая подготовка молодых ученых. // Социологические исследования. 2004. № 1. с. 112-118

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:21:04