Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2007

Основы управления и финансирования в отраслях социальной сферы

Камилов Данияр Абдуазизович, Кандидат экономических наук, Сотрудник Газпромбанка, докторант экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия

Кульмухаметов Энгельс Варисович, соискатель кафедра «Экономика социальной сферы» экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 47

Аннотация:
В экономической литературе понятие «социальная сфера» определяется как система экономических отношений, складывающихся в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, ЖКХ и в ряде других отраслей. Иными словами, социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, предприятий, организаций, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.
Цитировать публикацию:
Камилов Д.А., Кульмухаметов Э.В. Основы управления и финансирования в отраслях социальной сферы // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 104-109.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Камилов Д.А.

канд. экон. наук, докторант 

В экономической литературе понятие «социальная сфера» определяется как система экономических отношений, складывающихся в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, ЖКХ и в ряде других отраслей. Иными словами, социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, предприятий, организаций, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

Практически все отрасли социальной сферы в России преимущественно относятся к общественному сектору. Это определяет особенности управления отраслями социальной сферы и основные источники ее финансирования, к которым относятся бюджеты всех уровней и социального страхования. Российская модель управления социальной сферой на современном этапе еще продолжает формироваться.

Это объясняется тем, что в дореформенный период к управлению в социальной сфере применялся ведомственный подход. В то время почти все объекты (жилье, детские сады, медицинские учреждения и т. п.) относились к профильным министерствам либо находились на балансе подведомственных предприятий союзного или республиканского подчинения. После начала реформ большинство объектов социальной сферы было переведено на баланс муниципалитетов. При этом, во время проходящей в 1990-х масштабной приватизации их передача в частную собственность была запрещена.

Важно отметить, что до настоящего времени ведомственный подход сохранился, поскольку финансирование объектов социальной сферы производится из бюджетной системы РФ с учетом принадлежности того или иного объекта соответствующему министерству или органу государственной власти. Поскольку доля федерального бюджета в финансировании расходов на образование, здравоохранение и ЖКХ в общих расходах бюджетной системы РФ невелика, обязательства по финансированию объектов социальной сферы в основном возложены на региональные и местные бюджеты, причем в большей степени именно на местные бюджеты.

С учетом того, что регионы сами определяют сферу своей ответственности, эти обязательства связаны либо с полным финансированием производства социальных услуг местным бюджетом, либо с совместным финансированием с бюджетом региона. Другим важным каналом финансирования отраслей социальной сферы, в частности здравоохранения, служит система обязательного социального страхования.

 Финансирование социальной сферы за счет общественных расходов ставит вопрос об их эффективности. Оптимальное распределение финансовых ресурсов требует оценки положительного эффекта, который возникает в связи с производством социально-значимых общественных благ.

Безусловно, общественные расходы во многом зависят от политических решений органов власти, а результат, скорее всего, связан с появлением дополнительной информации, помогающей принять оптимальное решение. По мнению специалистов в области государственного сектора экономики, из трех основных критериев оценки эффективности общественных расходов, к числу которых относятся экономичность, производительность и результативность, наиболее важным является последний критерий [1].

Необходимо также отметить, что в настоящее время разрабатывается новая концепция управления социальной сферой. В соответствии с ней, [2] большинство бюджетных учреждений предлагается трансформировать в автономные. Отметим, что сфера бюджетного здравоохранения пока не включена в эту концепцию, поскольку изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.

Автономные учреждения будут функционировать параллельно с бюджетными организациями социальной сферы. Начальная стадия перехода к системе автономных учреждений в социальной сфере, в первую очередь, рассчитана на те бюджетные учреждения, которые уже умеют привлекать внебюджетные средства для своей деятельности.

Отметим, что трансформация бюджетных учреждений в автономные должна осуществляться с учетом целесообразности в каждом конкретном случае. Так, переход отдельных объектов социальной сферы в автономные учреждения может привести к серьезным негативным социально-экономическим последствиям. К таким объектам относятся, например, сельские школы, для которых реальная возможность самим привлекать внебюджетные доходы, в принципе, невелика, а конкурентная среда отсутствует.

При этом бюджетные организации, управляющие объектами социальной сферы, которые не станут автономными учреждениями, могут финансироваться только из бюджета соответствующего уровня. Автономные учреждения, в отличие от бюджетных, будут обладать правом оперативного управления имуществом, находящимся в собственности государства, субъекта РФ или муниципалитета.

Другим важным аспектом в изменении концепции управления и финансирования объектов в отраслях социальной сферы является переход к программно-целевым методам управления, эффективность применения которых должна характеризоваться достижением некоторого положительного результата у соответствующей целевой группы. В отношении отраслей социальной сферы этот результат может быть обусловлен ростом количественных и качественных характеристик услуг здравоохранения, повышением уровня образования, увеличением обеспеченности жильем. При этом одной из целей управления социальной сферой является достижение максимальных результатов при использовании установленного объема финансовых ресурсов.

В большинстве развитых зарубежных стран программно-целевой метод управления социальной сферой является одним из главных инструментов социальной политики государства. Основу программно-целевого метода управления социальной сферой составляет система программ социального развития с разными сроками действия, реализуемых государственными органами различного уровня с привлечением частного бизнеса.

Использование программно-целевого метода управления в социальной сфере позволяет определить состав целей и задач социальной политики для каждого уровня управления социальной сферой. При этом важно отметить, что применение на практике программно-целевого метода должно быть направлено на реализацию взаимодополняющих друг друга двух типов интеграции в социальной сфере: пространственной и временнóй. Пространственная интеграция заключается в объединении деятельности отраслей социальной сферы на территории всей страны, а временнáя – в четкой последовательности этапов достижения главной цели, предусмотренной программой.

Логическим развитием программно-целевого метода в России стали национальные проекты, направленные на повышение эффективности отраслей социальной сферы. Механизмы реализации национальных проектов, в частности организация финансирования различных мероприятий на конкретных объектах в отраслях социальной сферы, возложена на региональные и местные органы власти и управления.

Финансирование отраслей социальной сферы отвечает продолжающейся в настоящее время тенденции централизации доходов консолидированного бюджета. Примем во внимание то обстоятельство, что доходы региональных и местных бюджетов не позволяют последним выполнять возложенные на них расходные обязательства, что обусловлено несбалансированностью этих бюджетов.

Рассмотрение основ управления и финансирования отраслей социальной сферы в современной рыночной экономике показывает, что для повышения темпов социально-экономического развития нашего общества имеют значение как экономические отношения, так и порядок управления и финансирования конкретных объектов в отраслях социальной сферы. В то же время, на современном этапе проводимых в России реформ существуют тенденции соединения ведомственного подхода с программно-целевыми методами в управлении и финансировании объектов социальной сферы.

В рамках указанных тенденций началась реализация национальных проектов в таких отраслях социальной сферы, как здравоохранение, образование и ЖКХ, основное финансирование которых осуществляется из федерального бюджета через соответствующие профильные министерства. При этом механизмы управления реализации данных проектов возложены на региональные и местные органы власти и управления.



[1] Л. И. Якобсон. Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 309.

[2] Проект Федерального закона «Об автономных учреждениях» № 286563-4.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Е. Н. Жильцов. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М.: МГУ, 1995. - С. 5.
2. Л. И. Якобсон. Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 309.
3. Проект Федерального закона «Об автономных учреждениях» № 286563-4.
4. http://www.rost.ru