Влияние социально-ориентированного маркетинга на развитие бизнеса

Пушкарева Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пушкарева Л.В. Влияние социально-ориентированного маркетинга на развитие бизнеса // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 93-97.

Аннотация:
Одним из социальных показателей роста доходов граждан является размер минимальной заработной платы. В нашей стране она трансформировалась в абстрактный показатель, который не соответствует собственному социально-экономическому назначению. Проблема минимальной заработной платы все время стоит в эпицентре противостояния различных политических сил, поэтому разумно в законодательном порядке определять не абсолютный показатель минимальной заработной платы, а степень достижения ею реального прожиточного минимума.

Ключевые слова: заработная плата, прожиточный минимум, минимальная заработная плата



Одним из социальных показателей роста доходов граждан является размер минимальной заработной платы. В нашей стране она трансформировалась в абстрактный показатель, который не соответствует собственному социально-экономическому назначению. Проблема минимальной заработной платы все время стоит в эпицентре противостояния различных политических сил, поэтому разумно в законодательном порядке определять не абсолютный показатель минимальной заработной платы, а степень достижения ею реального прожиточного минимума.

Фундаментальная задача государственных органов в области реформирования системы оплаты труда состоит в создании механизма ее рыночного регулирования, идентифицирующего размер оплаты труда и цену рабочей силы в условиях рынка труда и создающего предпосылки для эффективного взаимодействия интересов наемных работников и работодателей.

Эти меры должны являться реальным инструментом кардинального изменения курса экономических реформ с тем, чтобы они имели большую социальную ориентацию. Для этого необходимо воздействовать на рост эффективности функционирования деятельности индивидуальных и корпоративных собственников на основе эффективного противозатратного механизма, обеспечивающего нормальный уровень жизни работающих и формирование условий социального обеспечения не способных трудиться.

В условиях социально-экономических рыночных отношений воздействие государства на уровень доходов в основном реализуется косвенно, вследствие чего экономическая стратегия и тактика должны создавать для граждан страны предпосылки роста их доходов посредством стимулирования высокой хозяйственной активности, рационального использования производственных мощностей, высокого уровня занятости.

Государство в лице своих органов должно способствовать населению в приспособлении к новым условиям жизни и экономической деятельности.

Обосновывая реальность достижения необходимых стратегических ориентиров результативности развития социальной сферы, необходимо отметить то, что государство обладает инструментами непосредственного влияния на уровень доходов населения страны и их распределение. К их числу относится определение минимальной оплаты труда, которую целесообразно установить в размере не меньше величины официального прожиточного минимума.

Это вызывает необходимость изменения соотношений минимальной оплаты труда и имеющихся ставок, которые в настоящее время сориентированы на невысокий уровень. Такой уровень может выступать в качестве расчетной единицы, но не может характеризовать реальную стоимость рабочей силы. При высоких темпах роста цен следует корректировать амплитуду отклонения его каждые 3-4 месяца. Только при данном варианте уровень цен может выступать фундаментом желаемых доходов наемных работников.

Формирование социально ориентированной рыночной экономики в России сталкивается не только с отсутствием необходимой материальной базы, но и с прямым противодействием, часто замаскированным рассуждениями о социальных приоритетах.

В рассуждениях о необходимости социально ориентированной рыночной экономики зачастую отсутствует требование обеспечить высокую эффективность производства. Социальная ориентация экономики ‑ это, прежде всего, подчинение производства нуждам потребителя, удовлетворению, в конечном счете, массовых потребностей населения. Но это присуще именно экономике эффективной, которая располагает развитым рыночным механизмом, при условии, что данный механизм не деформирован ни монополизмом производителей, ни произвольным государственным вмешательством.

Социальная ориентация экономики предполагает строгую регламентацию государственного регулирования, соответствие его общественным интересам, а не интересам тех или иных экономических или политических группировок, а также значительные масштабы перераспределения доходов в целях оказания социальных услуг населению, предоставления определенных социальных гарантий.

Такая экономика предполагает наличие общественных условий для того, чтобы человек мог увеличивать свой трудовой вклад, реализовывать свои способности, переходить в более высокодоходную группу населения. Социальная база такой экономики ‑ массовый слой экономически активных и материально обеспеченных людей, чуждых иждивенческих настроений, осознающих личную ответственность за свою судьбу, способных служить двигателем экономики по своему отношению к труду, по квалификации, по способности адаптироваться к процессам развития экономики, по способности к накоплению и капитализации трудовых доходов.

В такой экономике развито использование согласительных процедур для увязки интересов различных социальных групп. Получает широкое признание солидарность общества и личности, идея социальной справедливости, которая осознается не только как предотвращение дискриминации социально слабых слоев населения и их поддержка, но и как предоставление по возможности равных шансов для успеха в хозяйственной жизни тех, кто участвует в развитии эффективной экономики, и как общественное признание их вклада. Вместе с тем, неотъемлемой чертой такой экономики являются развитые системы социальных услуг, относительно высокий уровень социальных гарантий.

Социально ориентированная рыночная экономика создаёт благотворную среду для функционирования социально-ответственного бизнеса.

Во многих отношениях социальная ответственность в бизнесе означает возвращение к изначальной традиции, которая была утрачена в процессе исторического развития [3].

Деловое предприятие или бизнес существует для того, чтобы производить конкретные блага. Любые задачи контроля и управления, которыми приходится заниматься менеджменту в дополнение к осуществлению основной функции предприятия, являются побочными. Они порождают издержки, вызывают дополнительный расход ресурсов, ничего не прибавляя к ценности продукта и прямому удовлетворению потребителя.

Игнорирование побочных воздействий бизнеса со временем, скорее всего, перерастёт в кризис или общественный скандал и обернётся большими потерями для предприятия. Если руководство не сознаёт ответственности за эти воздействия и не работает над поиском оптимального или хотя бы приемлемого решения, результатом станут государственные меры запретительного или ограничительного характера, а также возмущение общества против «безответственной алчности бизнеса».

Рано или поздно общество станет рассматривать побочное воздействие бизнеса как возмутительное и нетерпимое нарушение его прав и интересов и предъявит суровый счёт тем, кто безответственно уклоняется от поиска решения проблемы.

Выявление побочных воздействий от деятельности предприятия и производимой им продукции ‑ это необходимый первый шаг. Чем меньше негативных побочных воздействий на общество, тем лучше не только для социального окружения, но и для самого предприятия.

Организация должна стимулировать принятие этичных решений. И не только потому, что это правильно, что это отвечает ее собственным долгосрочным интересам. Дело в том, что неэтичное поведение может повлечь за собой существенные психологические, личные, организационные и общественные издержки [4].

Если говорить о проблеме в целом, то неэтичные действия могут подорвать функционирование социально ориентированной рыночной экономики, в которой вознаграждение должны получать производительные предприятия, а не мошеннические организации.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости усиления социальной ориентации маркетинговых стратегий в экономике в целом, и в сфере потребительских услуг в частности, это обусловлено феноменом социализации общества. В этой связи, указанная проблема должна рассматриваться в контексте «парадигмы социализации».


Источники:

1. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: пер. с англ. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2003.-XXVI, - 368 с. 2. Бортник Е.М Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью / Под ред. проф. В. Н. Овчинникова. – Ростов-на-Дону., Изд-во Рост. унив-та, 2003. - 164 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:45