Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2007

Институциональное регулирование конкурентоспособности предпринимательских структур

Саркин Андрей Владиславович, Кандидат экономических наук, доцент кафедры промышленной коммерции и маркетинга Казанского государственного технического университета им.А.Н.Туполева, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Стратегия современного развития экономики России определяется необходимостью решения ключевых проблем: а) перехода к устойчивым темпам социально ориентированного экономического роста; б) обеспечения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур на внутреннем и внешнем рынках; в) формирования основ постиндустриального общества в условиях глобализации мирового пространства.
Цитировать публикацию:
Саркин А.В. Институциональное регулирование конкурентоспособности предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 75-78.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Стратегия современного развития экономики России определяется необходимостью решения ключевых проблем: а) перехода к устойчивым темпам социально ориентированного экономического роста; б) обеспечения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур на внутреннем и внешнем рынках; в) формирования основ постиндустриального общества в условиях глобализации мирового пространства.

 

Многообразие задач современного этапа трансформации отечественной экономики, неоднозначность последствий принимаемых решений по ее реформированию выдвигает на первый план проблему разработки модели догоняюще-стабилизирующего развития, решение которой осложняется:

‑ отсутствием действенной парадигмы неоэкономики, учитывающей особенности российской экономической системы;

‑ слабостью фундаментальных рыночных институтов;

‑ усложнением процессов управления в условиях турбулентной и слабоструктурированной институциональной среды.

Результатом качественной трансформации российского общества в соответствии с рыночным вектором социально-экономического развития стало формирование предпринимательского сектора, создающего в настоящее время до 86% ВВП страны [1], что свидетельствует о его превращении в самостоятельный фактор поступательного движения отечественной экономики. Этому способствовали проведенные институциональные преобразования, включающие трансформацию отношений собственности, создание формальных и неформальных институтов, формирующих предсказуемую среду экономических трансакций агентов и обеспечивающих аллокативную эффективность [2] в точках приложения их усилий.

Институциональная среда в масштабах общества формируется достаточно продолжительное время и характеризуется инерционным эффектом воздействия прежних институциональных каркасов, оказавших весьма существенное влияние на формирование характера предпринимательских структур в современной России. Сохранение компенсационного характера экономического роста и низкая конкурентоспособность отечественных субъектов хозяйствования свидетельствуют о разновекторности и нестабильности институциональной среды предпринимательства. Это выражается:

‑ в наличии институциональных пустот, заполняемых неформальными институтами;

‑ в дальнейшем росте административных барьеров ведения хозяйственной деятельности, деформализации вновь возникающих формальных правил;

‑ в ограничении полноты и симметричности информации, что сужает возможность выбора властных структур и снижает эффективность контроля последствий принятых ими решений;

‑ в росте уровня бюрократизации управления экономикой и др.

Все это вызывает усиление налогового бремени на легальный сектор экономики и падение его конкурентоспособности, становится причиной сокращения доходов консолидированного бюджета государства и недопроизводства общественных товаров, снижает уровень гарантий прав инсайдеров, ослабляет политические институты, отрицательно влияет на рейтинг страны для инвесторов.

В зависимости от возможностей перелива капитала, прибыльность фирмы может сравниться с другими фирмами в пределах своей отрасли, или с фирмами других отраслей, производящих аналогичную (заменяющую) продукцию или вообще со всеми фирмами, работающими в пределах анализируемой территории. Чаще всего, говоря о конкурентоспособности фирмы вообще, имеют в виду именно ее внутриотраслевую конкурентоспособность.

Ключевым моментом институционального регулирования конкурентоспособности является развитие институциональных норм и правил в направлении формирования конкурентного взаимодействия, построенного на преобладании норм рыночной конкуренции. Такой подход требует решения противоречивых задач: с одной стороны, необходимо выравнивание условий конкуренции, с другой, необходима государственная поддержка процессов интеграции капитала, а также формирования крупного капитала.

Необходимо заменить иерархию, базирующуюся на методах статусной конкуренции, иерархией экономического типа, ориентированную на конкуренцию на мировых рынках. Сетевые связи внутри этих структур должны быть подчинены целям повышения их конкурентоспособности в условиях рынка. В решении этой противоречивой задачи кроется и снятие в определенной степени конфликта между формальными и неформальными правилами.

Следует учитывать тот факт, что в российской экономике сложилась модель хозяйственного поведения с ориентацией на правила «черного» и «серого» рынка. Поэтому институциональные преобразования целесообразно проводить с учетом сложившихся неформальных правил. Следовательно, требуется изменить характер создаваемых формальных институтов, учитывая неформальные отношения, что позволит сблизить формальные и неформальные правила.

Институциональное регулирование конкурентоспособности предпринимательской деятельности в российской экономике не следует ограничивать лишь проведением протекционистских мер. Однако защищать внутренних товаропроизводителей необходимо, оказывая им финансовую поддержку, для чего целесообразно создание государственных институтов страхования экспортных кредитов.

В целях стимулирования развития российского предпринимательства представляется целесообразным создание централизованного специального банка данных, в котором содержалась бы информация:

‑ об экономической и промышленной конъюнктуре;

‑ о принятых административных и законодательных актах в области экономики, торговли и др.;

‑ о торговых и инвестиционных возможностях российских предпринимательских структур в зарубежных странах.

В рамках институционального регулирования конкурентоспособности предпринимательских структур представляется возможным создание системы сотрудничества предпринимательских структур, а также обеспечение выбора перспективных инновационных стратегий, способствующих промышленному возрождению и экономическому развитию страны.

Для институциональной среды предпринимательства имманентны две группы противоречий.

Первая группа ‑ это противоречие между формальными и неформальными институтами, разрешение которого связано с возникновением издержек:

‑ принудительного внедрения формальных правил, обусловленных высокими издержками контроля над их исполнением;

‑ нахождения «в тени»;

‑ связанных с уклонением от выполнения санкций, применяемых вследствие нарушения формальных правил;

‑ отсутствия неперсонифицированных и неограниченных во времени правил и др.

Вторая группа противоречий связана с наличием «институциональных ловушек», проявляющихся в стабильном, но неэффективном равновесии, что вызвано наличием эффектов координации, обучения, сопряжения, культурной инерции и др.

Особенность институционального регулирования конкурентоспособности предпринимательских структур в современной российской экономике состоит, прежде всего, в слабости государства, его институтов. Экономическая роль и функции государства в столь сложный период для страны весьма расплывчаты и неопределенны. В связи с этим в ходе формирования эффективной институциональной среды конкурентоспособности предпринимательских структур необходимо увеличивать трансакционные издержки, связанные с неэффективным поведением, и уменьшать издержки трансформации этих институтов. При этом государство должно способствовать минимизации издержек по укреплению рыночных институтов и уменьшению издержек трансформации этих эффективных институтов.

Таким образом, целью институциональных преобразований в области конкурентного взаимодействия является становление институциональных условий господства норм рыночной конкуренции современного типа и их поддержки государством. При этом сложившиеся формы конкурентного взаимодействия должны, с одной стороны, соответствовать условиям глобально-интегрированной конкуренции, а, с другой стороны, учитывать специфику экономической ситуации, сложившейся в России.




[1] Рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

[2] Эффективность распределения ресурсов - уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. В такой ситуации общество находится на границе полезности-возможности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241