Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2007

Анализ состояния и перспектив развития предприятий малого формата в России

Галкин Арсений Валентинович, аспирант кафедры статистики Российского государственного торгово-экономического университета, г. Москва, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 33

Аннотация:
Несмотря на то, что в настоящее время сеть малых предприятий занимает весьма значительный сектор российской экономики, многие отечественные и зарубежные авторы придерживаются мнения, что малый бизнес в России имеет весьма умеренные темпы роста и недостаточно развит как относительно отечественной экономики, так и в сравнении с передовыми странами.
Цитировать публикацию:
Галкин А.В. Анализ состояния и перспектив развития предприятий малого формата в России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 23-27.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Несмотря на то, что в настоящее время сеть малых предприятий занимает весьма значительный сектор российской экономики, многие отечественные и зарубежные авторы придерживаются мнения, что малый бизнес в России имеет весьма умеренные темпы роста и недостаточно развит как относительно отечественной экономики, так и в сравнении с передовыми странами.

Основными характеристиками субъектов малого предпринимательства являются их численность, количество занятых сотрудников, а также удельный вес в структурах валового внутреннего продукта, инвестиций в основной капитал и т.д.

В настоящее время к субъектам малого предпринимательства (в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации») относятся коммерческие организации (юридические лица), физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Обычно в исследованиях при определении доли малых предприятий во внимание берутся только коммерческие организации, то есть юридические лица. Так на 1 января 2006 г. она составляла 20,5% от всех предприятий. Если же при расчетах учесть и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), то доля малых предприятий увеличится до 49,6%. Однако в обоих случаях их число будет далеким от уровня развитых стран. Там эти цифры доходят до 90% и более.

Другим важным показателем является занятость на малых предприятиях. В настоящее время доля всех занятых на субъектах малого предпринимательства в России составляет 27,4% от всех работающих, что более чем в 2 раза меньше показателя развитых стран.

Поэтому можно утверждать, что без радикальных мер поддержки развития малого предпринимательства при сохранении основных тенденций, которые сегодня имеются в российской  экономике, вес сети предприятий малого формата будет все менее заметным. То есть в этом случае малый бизнес никогда не сможет стать основой экономики или даже приблизиться к уровню развитых стран.

Оборот всех коммерческих предприятий в 2005 г. составил 36459,5 млрд. рублей. При этом оборот малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) 26,5%. По некоторым оценкам, оборот индивидуальных предпринимателей составляет приблизительно такую же или немногим меньшую величину, чем оборот коммерческих организаций. К сожалению, по статистическим данным невозможно проследить динамику оборота предприятий.

Еще одним важным показателем является доля инвестиций в основной капитал (совокупность затрат на создание и воспроизводство основных средств), который всего в 2005 г. в России составлял 3534 млрд. рублей. Вклад малых предприятий (коммерческих организаций) в структуру этого показателя составил 3,4%. По некоторым оценкам, вклад индивидуальных предпринимателей был еще в два раза меньше.

Не вызывает сомнений, что структуру данного показателя всегда будут определять крупные предприятия, являющиеся наиболее капитализированными и имеющими ряд других преимуществ. Даже, если малый бизнес станет основой экономики и в России, то его вклад вряд ли превысит 50%.

Важнейшим макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт. В 2005 г. в России он составил 21598 млрд. рублей, вклад малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в структуру этого показателя составлял, по различным оценкам, не более 15%, что в несколько раз меньше уровня развитых стран, где вклад в структуру составляет до 50% и более.

При анализе данных по малому предпринимательству в России приходится сталкиваться с различными проблемами, затрудняющими исследование. Они связаны, прежде всего, с существенным «запаздыванием» официальных данных. Так, на анализ, приведенный выше, сказалось отсутствие некоторых данных за 2006 г. Поэтому для удобства сравнений все данные были взяты за 2005 г. (или на 1 января 2006 г.). Также можно упомянуть о трудностях при международных сопоставлениях. В России малые предприятия делятся на «малые», «средние и крупные», а в развитых странах есть еще и «микро» предприятия. А «крупные» и «средние» рассматриваются отдельно.

Проводимые выборочные обследования в сфере индивидуального предпринимательства и получаемые на их основе статистические данные вряд ли могут быть использованы для оценки состояния и развития анализируемой сферы. Отсюда следует, что многие при исследованиях просто игнорируют наличие в российской экономике индивидуальных предпринимателей.

Отечественная статистика никогда не оценивает величину «теневого» сектора экономики, составляющего ее значительную часть (по различным оценкам от 20% до 45%), тем самым, предопределяя невозможность анализа состояния данного сектора и выработки механизма по уменьшению его доли.

Приведенные проблемы статистического учета, а также некоторые другие не только препятствуют получению полных и достоверных официальных данных, но и блокирует принятие требуемых решений на основе последних. Возникает вопрос: «Заинтересовано ли государство сейчас в определении проблем развития малого бизнеса и последующем их решении?». Речь идет о реальных шагах, а не о тех решениях, которые громко освещаются в средствах массовой информации для того, чтобы быть потом забытыми и не исполненными.

В целом же, можно констатировать, что на фоне наблюдающегося снижения численности населения России на 0,5% в год, основные социально-экономические показатели в целом и по малому предпринимательству в частности, имеют тенденцию к росту:

‑ численность малых предприятий растет,

‑ темпы роста в несколько раз ниже темпов роста всех предприятий в России.

Однако доля субъектов малого предпринимательства в отечественной экономике пока далека от уровня развитых стран. И, несмотря на опережающую динамику занятости на всех малых предприятиях в России, доля занятых в структуре общей занятости по стране существенно ниже уровня развитых стран.

Отсюда следует, что при существующем уровне развития сети предприятий малого формата в Российской Федерации и при сохранении (даже увеличении) темпов роста, данный сектор в ближайшие 5-10 лет не сможет достигнуть уровня развитых стран и стать основой экономики страны. Если же крупный бизнес и далее будет «поглощать» малый, то последний не только не сможет стать основой экономики, но и его доля в структуре основных социально-экономических показателей будет еще более сокращаться.

По нашему мнению «оздоровляющим» фактором, обеспечивающим прорыв в развитии малого бизнеса, может стать «кризис» крупного отечественного бизнеса, связанный, например, с кризисом на мировом сырьевом рынке.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что России еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы развитие отечественной сети предприятий малого бизнеса приблизилось к уровню, характерному для стран с развитой экономикой.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1.Малое предпринимательство в России. 2006: Стат.сб. / Росстат - М., 2006. – 134 с.
2.Россия в цифрах. 2006: Крат.стат.сб. / Росстат – М., 2006. – 462 с.