Государственная промышленная политика развития высокотехнологичных производств

Арабаджиев С.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Арабаджиев С.И. Государственная промышленная политика развития высокотехнологичных производств // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 60-63.

Аннотация:
Стратегическим курсом для развития высокотехнологичных производств является разработка и осуществление активной государственной промышленной политики по трем основным направлениям: переход экономики на инновационный путь развития, структурная перестройка в производственном секторе и повышение уровня инвестиционного обеспечения. Все три направления промышленной политики взаимосвязаны и представляют собой целостную систему принятия и реализации государственных решений.

Ключевые слова: промышленные предприятия, высокотехнологичные производства, промышленная политика, инновационный путь развития

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Стратегическим курсом для развития высокотехнологичных производств является разработка и осуществление активной государственной промышленной политики по трем основным направлениям: переход экономики на инновационный путь развития, структурная перестройка в производственном секторе и повышение уровня инвестиционного обеспечения. Все три направления промышленной политики взаимосвязаны и представляют собой целостную систему принятия и реализации государственных решений.

Исходя из целевой функции промышленной политики как инструмента обеспечения устойчивого экономического развития, приоритетом является ее инновационная составляющая. Она формирует цели для структурной перестройки производственного сектора и соответствующих инвестиционных решений в среднесрочной перспективе (5-10 лет), содействуя преодолению кризиса производства и насыщению отечественного рынка конкурентоспособной продукцией, а в долгосрочной - должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.

В соответствии с этим, приоритет в структурной перестройке индустрии отдан формированию инновационно-ориентированной экономики, основанной на знаниях и высокотехнологичном наукоемком производстве.

На региональном уровне в реформировании промышленности акцент делается, с одной стороны, на смягчение диспропорций между размещением обрабатывающих производств в европейской части страны, а добывающих – в восточных районах, на создание предпосылок для повышения конкурентоспособности предприятий в северных и проблемных регионах. С другой стороны, на использование потенциала международного сотрудничества, в первую очередь, со странами СНГ, для налаживания кооперационных связей, встраивания в транснациональные промышленные альянсы.

В сфере инвестиционного обеспечения реализации инновационно-структурных преобразований приоритет должен принадлежать национально-доступным финансовым ресурсам и эффективной кредитной и налоговой политике. В кратко- и среднесрочном плане важнейшие меры включают:

- создание внебюджетного целевого ссудного фонда промышленности;

- введение в хозяйственный оборот дополнительных инвестиционных ресурсов из ряда источников (сбережения населения, рентные платежи естественных монополий, управляемая денежная эмиссия и др.);

- нововведения в налогово-бюджетной, валютной и банковской системе.

Главным критерием эффективности государственной политики является создание стимулов для частных компаний к постоянному инвестированию средств в осуществление инновационной деятельности – в создание (приобретение), совершенствование новой продукции (или способов производства), освоение или расширение рынков и к обратной связи между рынком и совершенствованием технологии.

В этой связи перед Россией стоит актуальнейшая задача выработки соответствующей стратегии научно-технического и инновационного развития, которая опиралась бы на имеющийся потенциал и была бы направлена на содействие структурным изменениям в экономике, повышающим ее конкурентоспособность.

Следует отметить, что рыночные элементы инновационной сферы в России уже существуют: появились крупные корпорации, имеется научно-технический потенциал, государство участвует в поддержке приоритетных проектов, сформирована система инвестиционных конкурсов. Тем не менее, инновационный механизм не работает. Ресурсы и возможности существуют сами по себе, в отрыве от структурных преобразований экономики, а последние практически не повышают эффективность производства, т.е. не выполняют задачи, ради которой начинались экономические реформы. Поэтому инновационная политика должна быть направлена на системный подход к циклу «Научно-технический прогресс – инновации – воспроизводство» и обеспечивать интеграцию всех элементов инновационного процесса в единый механизм, способный не просто поглощать ресурсы, а выдавать в качестве результата успешно реализованные проекты.

Исходным элементом промышленной и инновационной политики должна стать выработка селективной инновационно-инвестиционной стратегии. К основным приоритетам должны быть отнесены следующие направления:

- высокие технологии на базе конверсии;

- ресурсосберегающие, экологически чистые технологии;

- современные средства коммуникаций;

- экологически чистое продовольствие;

- массовое жилищное строительство.

В целях повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции на мировом рынке необходимо иметь мощные самодостаточные объединения, например, федеральные центры науки и высоких технологий, призванные решать важнейшие проблемы развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Однако не более 10% промышленных бизнес-структур занято сегодня инновационными проектами, и предпосылок к улучшению не ощущается. Даже в переполненном финансовыми ресурсами топливно-энергетическом комплексе только чуть более 3% компаний разрабатывают инновационные проекты.

Национальные интересы России требуют решительных действий по формированию и реализации научно-технической и инновационной политики как важнейших составляющих промышленной политики, которая отвечает новым экономическим и социально-политическим реалиям, обеспечивающим крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Именно в технологическом развитии следует видеть возможный путь выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в процессе проведения рыночных реформ.

Инновационная политика в России должна строиться не по традиционной схеме «государство - бизнес», а по схеме «федеральное правительство – региональные администрации - бизнес». Вне всякого сомнения, правительство разработает свои направления технологической политики, соответствующие общегосударственным целям и осуществляемые преимущественно за счет собственных, бюджетных и внебюджетных ресурсов (например, технологическая реструктуризация транспортного и топливно-энергетического комплексов, создание единого информационного пространства).

Поскольку инновационная экономика – это, прежде всего, гибкая, динамичная экономика, в которой создаются новые, исчезают отжившие компании, идет поиск новых рынков, освоение новых ниш, принятие федеральным правительством на себя всей инициативы и ответственности в сфере инновационной политики представляется дискредитацией самой идеи инновационной экономики. Поэтому разработка и осуществление инновационной политики в России возможны первоначально на региональном уровне. Наиболее подготовленные к инновационному прорыву регионы, с развитой инфраструктурой и обширной научной базой, станут локомотивами инновационного процесса.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:44