Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2007

Пути повышения инновационной активности промышленных предприятий

Пивень Анна Валентиновна, ст. преподаватель Дальневосточного государственного гуманитарного университета, аспирантка Дальневосточной академии государственной службы, г. Хабаровск, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 75

Аннотация:
Инновационное развитие промышленного предприятия предполагает использование конкурентных преимуществ. Возможные варианты здесь зависят от характеристик инновационной активности компании. Использование сильных и укрепление слабых ее составляющих является основой для формирования стратегии технологического прорыва. Таким образом, повышение эффективности инновационной деятельности во многом зависит от целенаправленной и планомерной работы по поиску и реализации возможностей повышения инновационной активности промышленных предприятий.
Цитировать публикацию:
Пивень А.В. Пути повышения инновационной активности промышленных предприятий // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 56-59.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Инновационное развитие промышленного предприятия предполагает использование конкурентных преимуществ. Возможные варианты здесь зависят от характеристик инновационной активности компании. Использование сильных и укрепление слабых ее составляющих является основой для формирования стратегии технологического прорыва. Таким образом, повышение эффективности инновационной деятельности во многом зависит от целенаправленной и планомерной работы по поиску и реализации возможностей повышения инновационной активности промышленных предприятий.

Взаимосвязь и взаимодействие стратегии промышленного предприятия и его инновационной деятельности имеет сложный и неоднозначный характер. С одной стороны, инновационная деятельность должна быть направлена на достижение целей. Но, с другой стороны, существует потенциальная возможность получить такие результаты, которые могут оказать активное влияние на стратегию предприятия. Следовательно, важнейшее значение для обеспечения результативности на стадиях инновационного процесса имеет конкретизация целей.

Повышение инновационной активности современного промышленного производства невозможно без использования «человеческого капитала» и его научных знаний, воплощаемых в последующих инновациях. Ввиду того, что результативность стадий инновационной деятельности во многом обусловлена творческой активностью занятых в ней работников, ее чрезвычайно трудно повысить, опираясь только на научную организацию труда и рациональное управление.

При этом надо принимать во внимание тот факт, что с течением времени часть специалистов может утратить свои навыки. В этой связи необходимо регулярно проводить аттестацию занятых инновационной деятельностью работников, что позволит поддерживать уровень их квалификации.

Кроме того, стимулирование в рамках программы инновационной деятельности должно быть направлено на обеспечение благоприятных условий финансирования для наиболее оптимальных проектов в соответствии с приоритетами развития предприятия. Это позволит:

‑ внести элемент конкуренции между отдельными проектами;

‑ создать на промышленном предприятии благоприятный климат;

‑ обеспечить активную работу по освоению инноваций.

Для наиболее рационального стимулирования инновационной активности можно применить принцип инновационной номенклатуры.

Понятие «номенклатура» можно рассматривать как возможность получения дополнительных благ в зависимости от эффективности труда сотрудника. Данный подход может вызвать закономерный вопрос: зачем вводить какую-то дополнительную номенклатуру, ведь количество и качество труда и так вознаграждаются заработной платой?

Что касается труда, где элемент творчества не играет доминирующей роли, то это действительно так, но подобную систему нецелесообразно применять при оценке креативного труда. Это объясняется тем, что результативность творческого труда, хотя и зависит от количества и качества работ, но эта зависимость не прямолинейна, более того, она не всегда адекватна полученному результату.

Следовательно, было бы целесообразно применять параллельно две системы вознаграждения за научно-технический труд. Первая система реализуется через выплату ежемесячной заработной платы согласно действующим на промышленном предприятии нормативным документам и бухгалтерской отчетности. Вторая система основана на учете совокупного эффекта от работы сотрудника; в зависимости от величины данного эффекта сотрудник относится к той или иной категории номенклатуры.

Таким образом, можно говорить о существовании определенной «лестницы инновационной номенклатуры». Право занимать определенную «ступень» предоставляется тому или иному сотруднику, когда эффект от его научных разработок достиг определенной величины. В зависимости от присвоенной категории инновационной номенклатуры сотрудник получает определенные материальные и моральные блага. Причем, чем выше категория номенклатуры, тем больше объем этих благ.

Для осуществления предложенного необходимо разработать типовое «Положение об инновационной номенклатуре промышленного предприятия», которое было бы увязано с государственной научно-технической политикой Российской Федерации и носило бы рекомендательный характер. Наряду с этим каждая компания с учетом своей специфики может создать индивидуальное «Положение». В «Положении об инновационной номенклатуре» должны четко оговариваться объем и виды благ, предоставляемых по каждой категории.

Финансирование инновационной номенклатуры должно осуществляться на основе принципа самоокупаемости, то есть часть суммарного эффекта от научных работ сотрудника должна расходоваться на финансирование благ, которые ему предоставляются в соответствии с категорией номенклатуры. Если же эффект от работ сотрудника не поддастся точному количественному измерению, то степень его значимости устанавливается экспертной комиссией с помощью анонимной оценки.

В соответствии с суммарным накопленным эффектом от работ сотрудника ему присваивается категория инновационной номенклатуры. Это дает работнику право пользоваться за счет предприятия определенными благами, которые предоставляются в различной форме.

Таким образом, инновационная номенклатура может способствовать развитию прогресса в деятельности промышленного предприятия. Ее главной целью является стимулирование научно-технической активности работников, а также общей инновационной активности организации.

Помимо рассмотренных мер необходимо затронуть еще ряд аспектов данной проблемы.

При проведении инновационной деятельности необходимо принимать во внимание возможность получения соответствующих результатов путем активного взаимодействия с внешней средой. Наряду с преимуществами, которые получит промышленное предприятие от взаимодействия с внешней средой в ходе реализации инноваций, существуют и проблемы. Первая проблема – сохранение научного потенциала компании, так как в случае использования уже готовых результатов или проведения инновационной деятельности другими организациями отпадает необходимость ее проведения в рамках предприятия.

Вторая проблема возникает вследствие повышения конкуренции и уменьшения жизненного цикла товаров, что снижает шансы наладить высокоприбыльное производство на основе лицензионных соглашений. В этой связи целесообразно использовать взаимодействие с внешней средой только для создания нововведений следующего поколения, по возможности, с привлечением специалистов самого промышленного предприятия.

Рассмотренный комплекс мер по обеспечению повышения инновационной активности промышленного предприятия, конечно, не охватывает всего многообразия существующих методов. Однако его реализация позволит повысить эффективность всего инновационного механизма промышленного предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Глисин Ф.Ф., Лосева О.Н. Тенденции инновационной деятельности промышленных предприятий России // Инновации. 2003. № 2-3. С. 53-57.
2. Гохберг М.Я. Промышленность России и инновационная деятельность: отраслевые и региональные аспекты. – М.: ЦИСН, 1997. – 157 с.
3. Завлин П.Н. Инновационная деятельность в условиях рынка. – СПб.: Наука, РАН, 1994. – 192 с.
4. Инновационная деятельность предприятия: анализ, перспективы, активизация: Сб. науч. Трудов / Под ред. В.Д. Попова – Ярославль: ЯГТУ, 1997. – 148 с.
5. Кузык Б.Н. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: Экономика, 2004. – 632 с.
6. Куликов В.И. Регулирование производственной активности организации. – М.: Наука, 2004. – 624 с.
7. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности промышленного предприятия // Инновации. 2003. № 10. С. 51-55.
8. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций // Инновации. 2005. № 1. С. 42-85.