Развитие регионов и местное самоуправление

Смирнов А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Смирнов А.В. Развитие регионов и местное самоуправление // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 3-7.

Аннотация:
Наконец-то, с самых высоких трибун прозвучало то, что мы все давно хотели услышать – страна переходит к долгожданной политике развития. Так, на пресс-конференции Президент России заявил, «что бы ни делало правительство, власть вообще, все должно быть подчинено одной главной цели – повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны».

Ключевые слова: экономика региона, уровень жизни, местное самоуправление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Наконец-то, с самых высоких трибун прозвучало то, что мы все давно хотели услышать – страна переходит к долгожданной политике развития. Так, на пресс-конференции Президент России заявил, «что бы ни делало правительство, власть вообще, все должно быть подчинено одной главной цели - повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны».

Безусловно, за счет поступлений от реализации нефти мы имеем значительные золотовалютные резервы (на 1.02.07 – 309,5 млрд. долл., третье место в мире) и стабильный профицит бюджета, однако эти деньги пока не способны изменить качество жизни большинства россиян, особенно в нашей глубинке. Население России сокращается с устрашающей скоростью – на 0,6 млн. человек в год и, по прогнозам экспертов ООН, к 2050 году оно может составить около 113 млн. человек [1]. Основная причина этой беды – низкий уровень жизни значительной части населения.

Безоглядная интеграция России в мировой рынок в качестве сырьевого придатка и стремительное наращивание объемов экспорта нефти и газа, запасы которых через несколько десятилетий будут истощены, ‑ это не выход из создавшейся ситуации. Нужна принципиально другая стратегия – нацеленная на создание социально-ориентированной рыночной экономики с мощным государственным сектором, направленной на развитие внутреннего рынка, освоение нашей огромной территории, стимулирование основных производственных сил – промышленности, науки, техники, технологий и сельского хозяйства.

Конечно, разные регионы РФ развиваются по-разному. Но всем, кто бывал в российской глубинке, хорошо знакома такая картина: стоят ветшающие дома и заброшенные заводы, больницы запущены, дороги требуют ремонта и т.д. Решить проблему комплексного развития нашей экономики без масштабных государственных инвестиций абсолютно не реально. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на некоторые предложения, которые хотя бы частично смогли бы облегчить положение рядового населения в российской глубинке.

Правительство физически не может управлять такой огромной страной только методом административной вертикали, т.е. сверху вниз – для облегчения ситуации необходимо создавать «встречные» механизмы самоуправления. Для сокращения образовавшейся пропасти между государством и людьми следует всячески вовлекать население в реальное управление государством.

Представляется, что на местах есть инициативные люди, которые осознают проблемы и могли бы их решать. Помимо назначенного или избранного руководителя местной администрации, города, поселка или деревни, необходим некий коллективный орган местного самоуправления, работающий на общественных началах.

Несмотря на то, что наш климат хуже, чем во многих развитых странах, все-таки, мы живем далеко не в пустыне Сахара. Лесов, земли, воды – любых ресурсов, необходимых для земледелия, а также производства элементарных строительных материалов – сколько угодно. Основные сельскохозяйственные культуры можно выращивать на большей части территории страны, разводить скотину и птицу также можно практически везде.

Государство должно создать механизмы доступа всего населения к общенациональным ресурсам. Помимо естественных ресурсов, у страны уже есть и ресурсы финансовые – пора использовать хотя бы определенную часть Стабилизационного фонда на развитие регионов и экономики. Следует понимать, что развитие нашего хозяйства без воссоздания высокоэффективной плановой системы невозможно. Реальное развитие требует создание мощнейшее инфраструктуры, связанной с планированием, финансированием, делегированием и контролем исполнения принятых программ.

Основная идея – создание на государственном уровне типового набора бизнес-планов развития региональных населенных пунктов. Скажем, для развития небольшого городка можно построить распилочную, разработать карьер, построить коровник, птицефабрику. На районном уровне ‑ построить предприятие для производства строительных материалов, разработать план строительства дорог и инфраструктуры. Эти меры смогут обеспечить начальный уровень занятости и повышение доходов населения для того, чтобы в дальнейшем смогли включиться рыночные механизмы через рост спроса. По прошествии определенного времени бюджет с лихвой вернет все вложенные средства путем частичной или полной продажи этих объектов, а также за счет существенного расширения налоговой базы – налогов на доходы предприятий и физических лиц, которые необходимо полностью отдать в распоряжение местного бюджета.

Не менее важно стимулировать прямую предпринимательскую активность населения – путем создания школ предпринимателей, консалтинговых центров, систем финансирования. Отметим, что именно мелкий бизнес наиболее эффективно снимает проблему занятости населения в условиях рынка.

Что касается местного развития и благоустройства, то ситуацию можно значительно улучшить, решив проблему льготного доступа населения к ресурсам региона, а при необходимости – доступа требуемых ресурсов от одного региона к другому в рамках государственных программ. Наша страна поставляет за границу колоссальное количество леса, неужели нельзя выделить льготные участки леса под рубку на строительство домов и их текущий ремонт?

В современных условиях следует предлагать новые стандарты жизни для сельского населения. Площадь участков под новые постройки должны составлять не менее 30-50 соток. Именно строительство деревянных домов, из-за их значительно меньшей стоимости, способно решить программу доступного жилья. Именно возрождение деревни способно обеспечить нормальное воспроизводство населения.

Современная излишняя урбанизация с малогабаритными городскими квартирами уже сама по себе программирует низкий прирост населения. В деревне можно строить просторные дома площадью не менее 100-120 кв.м. Максимальные расходы на строительство жилья для 1 млн. семей (т.е. примерно не менее, чем на 40 млн. чел.) составят примерно около 30 млрд. долл. (исходя из 30 тыс. долл. на дом – цена строительства в Подмосковье). При этом, если обеспечить строительство за счет материалов из льготных фондов, цена может быть значительно снижена. Наш сегодняшний бюджет способен осуществить подобного рода программу, при реализации ее в течение 5 лет, в год нужно будет около 6 млрд. долл. или не более 2,3% от бюджета (или 10% от текущего профицита).

И, наконец, последняя проблема, которая способна решить проблему самостоятельного жизнеобеспечения сельского населения – это более демократичное использование нашего необъятного земельного фонда. Каждой молодой семье, проживающей в сельской местности, следует выдавать земельный надел достаточной площади. В дальнейшем эту землю можно использовать в качестве залога под любые кредиты – на развитие фермерского хозяйства, строительства жилья и пр. И здесь отличные результаты может дать местное самоуправление – путем организации коллективных форм взаимопомощи при освоении земли, строительстве жилья, ремонта дорог и т.д. На самом деле, это один из самых элементарных способов вывести наше население из нищеты и создания условий для накопления сбережений – размер личного благосостояния крестьянина зависит от его воли к работе, крепости его семьи и размера площади его земельного участка.


Источники:

1. Казанцев А.А. Проблема старения населения и пути демографического перехода для трех групп стран мира. http://www.globalization.su/environment/demo/1153746088.html
2. Ивантер А., Четвериков В. Банки экономике не по росту // «Эксперт», №36 (482) от 26 сентября 2005 г. http://www.finansy.ru/publ/bank/006.htm

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:14