Современное состояние инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли

Стативка О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стативка О.В. Современное состояние инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 143-147.

Аннотация:
Нефтегазовый комплекс, как известно, играет системообразующую роль в экономике РФ: он наполовину участвует в формировании федерального бюджета, обеспечивает около трети промышленного производства страны. По данным Росстата, доля России в мировой добыче нефти составляет более 10%, а это более 300 млн. т. нефти, добываемой ежегодно.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный процесс, нефтегазовая отрасль

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Нефтегазовый комплекс, как известно, играет системообразующую роль в экономике РФ: он наполовину участвует в формировании федерального бюджета, обеспечивает около трети промышленного производства страны. По данным Росстата, доля России в мировой добыче нефти составляет более 10%, а это более 300 млн. т. нефти, добываемой ежегодно.

В последнее время наблюдается рост капиталовложений в нефтегазовый комплекс, который стал возможен отчасти оттого, что исходный уровень был очень низким. Экономический спад в 1998 г. и падение добычи нефти сопровождались снижением капиталовложений. Объем инвестиций в нефтедобычу в реальном выражении составил в 1998 г. всего 24% от уровня 1990 г. Но рост производства и выручки компаний, вызванный улучшением экономической конъюнктуры, привел к постепенному увеличению капиталовложений в отрасли. Как следствие, тенденция к снижению объемов инвестирования в нефтегазовый комплекс сменилась на противоположную.

В 1999 г. инвестиции в нефтедобычу возросли на 25%, а в 2000 г. – удвоились и составили более 3,9 млрд. долл. Суммарный объем капиталовложений в отрасли в 2000 г. составил 6,9 млрд. долл., в 2001 г. ‑ 10 млрд. долл. Однако в последующие годы инвестиции в нефтяном секторе снижались: в 2002 г. ‑ 8,5 млрд. долл., а в 2003 г. – 7,4 млрд.

Доля нефтегазового комплекса в объеме инвестиций в основной капитал 2004–2005 гг. в среднем составляла 11,7%. В 2005 г. на нефтедобывающую отрасль приходилось 6% (в 2004 г. – 7%) от общего объема инвестиций, на долю нефтеперерабатывающей – 2% (в 2004 г. – 1%).

В 1999–2001 гг. благоприятная внешняя и внутренняя конъюнктура привела к росту объемов инвестиций в нефтедобычу в 2,3 раза, в нефтепереработку в 2,1 раза. Однако с изменением ситуации в период 2002–2005 гг. фиксировалось среднегодовое снижение объемов инвестиций примерно до уровня 9%.

Свою роль сыграли принятые в 2004 г. решения по повышению уровня налогообложения нефтяных компаний. Действия российских властей в 2004 г. серьезно подорвали основу для принятия стратегических долгосрочных инвестиционных решений по дальнейшему развитию нефтедобычи.

В то же время, пропорции распределения инвестиций между добывающими и перерабатывающими отраслями нефтяного комплекса изменялись в сторону повышения доли нефтедобычи. Это объясняется тем, что российская нефтеперерабатывающая продукция не является конкурентоспособной на мировом рынке, что обусловлено рядом причин, среди которых необходимо выделить следующие:

‑ географическое расположение: основные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) далеки от крупных морских портов, что увеличивает издержки на транспортировку продукции;

‑ технологические особенности: отсутствие крупных нефтеперерабатывающих комплексов;

‑ особенности инфраструктуры: отсутствие крупных складов по хранению сырой нефти и нефтепродуктов;

‑ качественные характеристики продукции: глубина переработки нефти составляет в среднем 72%, что приводит к выпуску менее качественной продукции.

В результате действия данных факторов для российских компаний, в отличие от западных, характерно существенное превышение добычи нефти над ее переработкой. В период 2003–2005 гг. среднегодовые темпы роста переработки нефти на территории России отставали от аналогичного показателя добычи нефти (3,8% против 7,8%).

Учитывая неконкурентоспособность российской нефтеперерабатывающей продукции на мировом рынке, российские компании приобретают зарубежные активы. В 1998-2004 гг. было вложено в зарубежные НПЗ с суммарной мощностью более 76 млн. тонн нефти в год более 1 млрд. долл.

Структурная перестройка нефтегазовой промышленности требует значительного увеличения объема инвестиций, прежде всего, в следующих приоритетных направлениях:

1) экспортная транспортировка нефти;

2) нефтепереработка;

3) промышленная инфраструктура нефтедобычи.

При осуществлении инвестиционной деятельности российские нефтяные компании сталкиваются с проблемой недостатка собственных финансовых ресурсов.

Основную часть собственных средств нефтяных компаний составляет прибыль. Более половины прибыли нефтяных компаний изымается государством в виде налогов. Соответственно, чем большая доля прибыли изымается государством в виде налогов, тем меньшая ее часть остается в распоряжении компании для инвестирования.

Собственные средства нефтяных компаний увеличились в 2005 г. на 2,4 млрд. долл., или на 13%, что может считаться неплохим результатом. Однако практически вся прибыль, заработанная нефтяным сектором на внешнем рынке благодаря росту мировых цен на топливо, была перечислена в бюджет. В 2005 г. платежи в бюджет российского нефтяного сектора превысили 83 млрд. долл. (45 млрд. долл. годом ранее).

Амортизационные отчисления составляют незначительную часть собственных средств. На сегодняшний день амортизация составляет менее 6% от товарной продукции при оценке по трансфертным ценам и менее 2% при использовании рыночных цен. Главная причина этого – старые, выработавшие срок службы, изношенные основные фонды, на которые уже нельзя начислять амортизацию. В этих условиях никакой амортизационной политики быть не может, и основным внутренним источником инвестиций становится прибыль.

С учетом амортизационных отчислений полная прибыль в распоряжении нефтяного сектора в 2005 гг. составила 29 млрд. долл. и, по прогнозу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ), в 2007–2009 гг. повысится до 36–37 млрд. долл. Именно этими средствами могут оперировать нефтяные компании для осуществления инвестиций.

Объемы собственных ресурсов, предназначенных для инвестиций по прогнозу на 2007–2009 гг. составят 27–28 млрд. долл. Однако остаток собственных инвестиционных ресурсов будет сокращаться примерно на 2 млрд. долл. ежегодно, что в итоге составит 6 млрд. долл. в 2009 г. Поэтому проблема финансирования расширения производственной деятельности в нефтяном секторе (инвестиций в основной и оборотный капитал) станет актуальной уже в ближайшие годы.

Привлечению инвестиций в нефтегазовый комплекс в значительной мере препятствует текущая налоговая политика государства. Фискальная система далека от учета специфики нефтедобычи. Как показывает анализ экономической ситуации в отрасли, она не обеспечивает притока требуемого объема инвестиций и не отвечает интересам потенциальных инвесторов.

Действующее российское налогообложение нефтяных компаний характеризуется следующими негативными чертами:

‑ неадекватно высокой номинальной налоговой нагрузкой по сравнению с условиями разработки ресурсов других стран;

‑ нестабильностью общего и специального законодательства;

‑ непрозрачностью и неэффективностью системы распределения недр;

‑ отсутствием рентного (индивидуализированного) подхода (плоская шкала налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ и таможенной пошлины);

‑ отсутствием первоочередного возмещения затрат инвестора, обнаружившего коммерческие запасы;

‑ отсутствием первоочередного права на разработку месторождения у лица, обнаружившего коммерческие запасы;

‑ регрессивностью налоговой нагрузки (сфокусированностью на этапах окупаемости).

В условиях действующего налогообложения привлечение необходимых инвестиций в проекты потребует, как минимум, введения целой системы льгот, направленных на снижение налоговой нагрузки. Инвестор, в первую очередь, нуждается в государственных гарантиях сохранности собственных средств и стабильности налогового режима.


Источники:

1. Булатова И.С. Реорганизация системы управления нефтяными компаниями в условиях диверсификации рынка: Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.э.н. ‑ Краснодар, 2007. - С. 20.
2. Воронин А.Ю. Энергетическая стратегия России. - М.: Финансовый контроль, 2004. – 264 с.
3. Маловецкий А.В. Инвестиционная политика нефтяных корпораций – региональный и корпоративный аспекты. - М., 2002. - 272 с.
4. Матлашов И. Новые ориентиры для нефтегазового комплекса. Об основных положениях Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Нефтегазовая вертикаль. 2001. № 3. C.20-22.
5. Морозов Е.С. Нефтегазовый комплекс России: проблемы и перспективы // ТЭК: Топливно-энергетический комплекс. 2002. № 1. С.45-47.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 01:13:54