Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2007

Структурные элементы системы управления стоимостью инновационного промышленного предприятия

Дроговоз Павел Анатольевич, канд. экон. наук, доцент кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
Рыночная стоимость бизнеса является обобщающим, итоговым показателем эффективности и отражает экономические выгоды от вложения капитала в действующее предприятие. В условиях рынка жизнеспособность любого предприятия определяется притоком инвестиций акционеров, займов кредиторов, а также бюджетных средств. За эти ресурсы предприятие должно вести постоянную борьбу, непрерывно внедряя инновационные разработки в продукцию и процессы и, таким образом, обеспечивая своим акционерам более высокую доходность капиталовложений по сравнению с конкурентами в отрасли.
Цитировать публикацию:
Дроговоз П.А. Структурные элементы системы управления стоимостью инновационного промышленного предприятия // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 64-68.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Рыночная стоимость бизнеса является обобщающим, итоговым показателем эффективности и отражает экономические выгоды от вложения капитала в действующее предприятие. В условиях рынка жизнеспособность любого предприятия определяется притоком инвестиций акционеров, займов кредиторов, а также бюджетных средств. За эти ресурсы предприятие должно вести постоянную борьбу, непрерывно внедряя инновационные разработки в продукцию и процессы и, таким образом, обеспечивая своим акционерам более высокую доходность капиталовложений по сравнению с конкурентами в отрасли.

 

Управление стоимостью предприятия означает, что все аналитические методы и приемы менеджмента на всех стадиях инновационного цикла используются для достижения одной общей цели – максимизации стоимости бизнеса. Для реализации этого нового подхода, необходимо определить состав и содержание задач управления стоимостью инновационного предприятия, установить прямые и обратные связи между ними, также провести систематизацию процесса принятия решений по уровням и горизонтам управления, функциональным областям, бизнес-процессам и стадиям жизненного цикла наукоемкой продукции.

Обобщенная структура системы управления стоимостью инновационного предприятия представлена на рис. 1. Она предназначена для определения горизонтов и уровней управления на основе системы целей и организационно-экономических показателей деятельности инновационного предприятия, а также организационного и информационного упорядочивания функций и процессов управления путем их группировки в блоки и выявления прямых и обратных связей между ними.

Обобщенная структура представляет собой упорядоченную совокупность функций и процессов. Как видно из рисунка, система управления стоимостью инновационного предприятия имеет иерархическую структуру, состоящую из трех уровней управления: стратегического, тактического и оперативного.

На стратегическом уровне осуществляется разработка корпоративной стратегии, имеющей своей целью повышение стоимости бизнеса. Эта цель соответствует интегральному критерию эффективности хозяйственной деятельности предприятия в условиях рынка.

Тактический уровень отвечает за реализацию стратегии через систему корпоративной политики: финансовой, маркетинговой, научно-технической, производственно-технологической, инвестиционной и кадровой. Задачи, решаемые на тактическом уровне, являются централизованными и обеспечивают горизонтальную координацию деятельности подсистем оперативного уровня.

На оперативном уровне представлены процессы исследований, разработок, производства, сбыта, модернизации и ликвидации, которые отображают жизненный цикл инновационной продукции предприятия. Эти процессы сгруппированы по сегментам бизнеса: продуктовым, географическим и т.п.

Система организационно-экономических показателей служит для оценки эффективности политики предприятия по указанным направлениям. Информационные технологии выступают в роли реализующего механизма, обеспечивающего проведение управленческой информации на все иерархические уровни и во все подразделения предприятия через единую систему электронного обмена данными.

Рис. 1. Обобщенная структура системы управления стоимостью
инновационного промышленного предприятия


Новые формы менеджмента, основанные на использовании интегрального критерия максимизации стоимости бизнеса для оценки эффективности управленческих решений, обеспечивают выработку и реализацию единой управленческой политики предприятия, которая охватывает следующие взаимосвязанные области: финансовую, маркетинговую, научно-техническую, производственно-технологическую, инвестиционную и кадровую [1]. Такой подход обеспечивает «тотальное» управление предприятием как единым объектом, при этом управленческие решения вырабатываются с учетом всех значимых аспектов внутренней и внешней сферы его деятельности.

Финансовая политика обеспечивает построение эффективной системы управления финансами предприятия, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. В сферу финансовой политики предприятия включаются: разработка учетной, налоговой, кредитной и дивидендной политики, а также политики управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью.

Маркетинговая политика направлена на изучение рынка в целях максимального удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли предприятия от сбыта произведенной им продукции. В современных условиях функция маркетинга не ограничивается исключительно специализированными подразделениями внутри предприятий. Задача руководства предприятия – ориентировать все бизнес процессы на осуществление продаж продукции, сформировать у каждого работника ясное представление о потребителе и его запросах и создать условия, заставляющие каждого работника заботиться о расширении сбыта продукции своего предприятия. Составными частями единой маркетинговой политики предприятия являются производство, его снабжение материально-техническими ресурсами, сбыт продукции и ценовая политика.

Научно-техническая политика обеспечивает получение и применение новых знаний за счет проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и определяет цели, направления, формы деятельности предприятия в области реализации достижений науки и техники. Составными частями научно-технической политики являются политика в области НИОКР и инновационная политика.

Производственно-технологическая политика обеспечивает минимизацию издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства.

Кадровая политика отвечает за формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности и развитие социального партнерства.

Инвестиционная политика направлена на определение приоритетных направлений инвестиций предприятия, их общего объема, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств.

Предложенная обобщенная структура позволяет выявить для каждой подсистемы ее технологические, организационные и информационные входы и выходы, связать их в единой системе организационно-экономических показателей и выработать единые требования к принятию управленческих решений на основе интегрального критерия максимизации стоимости бизнеса.

При проектировании системы управления стоимостью инновационного промышленного предприятия возникают задачи, связанные с информационной, функциональной, процессной и организационной интеграцией его отдельных изолированных или слабо связанных подсистем.

Информационная интеграция обеспечивается разработкой структуры взаимосвязанных организационно-экономических показателей, согласованных по объектам управления, горизонтам управления и актуальности для задачи повышения стоимости бизнеса.

Функциональная интеграция обеспечивается согласованностью всех принимаемых управленческих решений по объектам управления и временным горизонтам (стратегическому, тактическому и оперативному)..

Процессная интеграция достигается за счет разработки иерархической структуры бизнес-процессов промышленного предприятия, формирования цепочки создания потребительской ценности на основных этапах жизненного цикла инновационного продукта и увязки процессов с показателями эффективности.

Организационная интеграция заключается в распределении прав, обязанностей и ответственности при решении задач между структурными подразделениями и должностными лицами, а также рациональном разделении функций управления между персоналом и средствами информационных технологий.

В соответствии с рассмотренными выше задачами информационной, функциональной и организационной интеграции разрабатываются структурные описания (модели) системообразующих элементов инновационного промышленного предприятия, которые формируют единую методологическую основу системы управления.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций): Утверждены приказом 2 Минэкономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118.
2. Калянов Г.Н. CASE Структурный системный анализ (автоматизация и применение). ‑ М.: Издательство «ЛОРИ», 1996.