Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2007

Экологический туризм: проблемы развития в России

Еремина Ирина Александровна, аспирантка Российского государственного торгово-экономического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 96

Аннотация:
Еще в 1985 году в древнем русском городе Суздале состоялось международное совещание, темой которого была проблема экологического подхода к проектированию городов. Было отмечено, что мегаполисы продолжают неуправляемо расти. С околоземных орбит они уже видятся не разбросанными в ночи отдельными созвездиями, а срастающимися космическими туманностями. Эта проблема остается актуальной уже на протяжении десятков лет, порождая все новые вопросы и задачи в области охраны окружающей среды, защиты природы и сохранения здоровой экологии.
Цитировать публикацию:
Еремина И.А. Экологический туризм: проблемы развития в России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 164-168.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Еще в 1985 году в древнем русском городе Суздале состоялось международное совещание, темой которого была проблема экологического подхода к проектированию городов. Было отмечено, что мегаполисы продолжают неуправляемо расти. С околоземных орбит они уже видятся не разбросанными в ночи отдельными созвездиями, а срастающимися космическими туманностями. Эта проблема остается актуальной уже на протяжении десятков лет, порождая все новые вопросы и задачи в области охраны окружающей среды, защиты природы и сохранения здоровой экологии.

 

Международный туризм, развитие которого идет семимильными шагами, как одна из преуспевающих отраслей, имеет прямое отношение к этому вопросу. Россия является активным членом мирового сообщества и, находясь на стадии формирования рыночной экономики, уделяет большое внимание развитию тех отраслей народного хозяйства, которые приносят большую прибыль стране, и туризм здесь не исключение.

Одним из наиболее приоритетных направлений современного международного туризма является экологический туризм. Это не случайно, поскольку основная причина дальнейшего развития сферы гостеприимства коренится в неотрегулированности отношений в системе «туризм – экология». Отсюда, очевидно, и происхождение понятий «мягкий туризм», или «зеленый туризм». Именно ориентацией на экологическую составляющую в целях привлечения туристов можно объяснить повышенное внимание в последние годы к посещению мест с незагрязненной природой.

На появление экологического туризма оказали значительное влияние процессы индустриализации и урбанизации. Несомненно, что индустриализация усиливает экономическую мощь страны, создает материальные предпосылки для ее дальнейшего развития. Но вместе с тем, она суживает жизненное пространство людей, ограничивая их подвижность, подчиняет их «железному молоху», навязывая человеку диктуемый им ритм и темп жизни.

Процесс урбанизации необратим, и ставить его под сомнение – все равно, что бороться с ветряными мельницами. По прогнозу Организации объединенных наций, в промышленно развитых странах доля городского населения к 2025 году превысит 90%, а сто крупнейших городов планеты будут насчитывать более 5 млрд. человек. Этим объясняется растущий интерес к экологическому туризму.

Многочисленные социологические исследования показывают, что среди ведущих мотивов путешествий на первый план все больше выдвигается стремление людей к общению с природой. Так, в одном из опросов туристы, предпочитающие освежающий отдых в горах, отвечали, что хотят дышать свежим воздухом, видеть чистые ручьи, спокойные горы и лужайки, на которых пасутся коровы, а не располагаются супермаркеты.

Экологический туризм ‑ это такой вид туризма, который выражается в активном времяпрепровождении человека в природной среде не только с использованием ее рекреационных, познавательных и иных возможностей, но и с учетом их сохранения и приумножения, как на сознательном, так и на практическом уровне.

Основная идея экологического туризма – это, прежде всего, забота об окружающей природной среде, которую используют в туристских целях. Именно такое использование богатств природы в сочетании с воспитанием любви к ней, утверждением важности ее защиты и является отличительной чертой экологического туризма. Идея получает конкретное воплощение в том, что экологический туризм призван:

‑ постоянно, систематически и целенаправленно культивировать критерий равновесия окружающей нас природной среды;

‑ гармонизировать отношения между экологией, обществом и экономикой;

‑ ориентировать турорганизации на сохранение и приумножение потребительной стоимости природной среды за счет выделения части туристских доходов на решение связанных с этим задач;

‑ подчинять кратковременные интересы получения прибыли от туризма долговременным интересам сохранения природы для будущих поколений, а также для дальнейшего развития туризма;

‑ формировать у туристов чувство личной ответственности за состояние природы и ее будущее, утверждая в их сознании принадлежность к ней в качестве ее органической части.

Российская действительность к началу двадцать первого века также предоставляет достаточное количество убедительных фактов, свидетельствующих о том, что экологический туризм начинает привлекать интерес и обретает почву под ногами в нашей стране.

Развитие экологического туризма в России, при наличии мощной экологической туристской базы, сдерживается, в основном, экономическими и организационными причинами. К числу экономических причин относятся:

‑ отсутствие необходимого первоначального капитала для финанси­рования работ по созданию экологических центров, которые приступили бы к прора­ботке всего комплекса вопросов, относящихся к формированию целевых программ экологических путешествий;

‑ незначительность инвестиций в инфраструктуру экологического туризма, что сказывается на состоянии гостиничного, транспортного обслуживания туристов;

‑ отсутствие средств на проведение рекламной кампании в целях привлечения внимания потенциальных туристов к посещению хотя бы тех территорий, которые располагают какой-либо инфраструктурой для прие­ма, размещения и обслуживания гостей.

К организационным причинам можно отнести:

‑ ограниченность туристических маршрутов в местах экологического туризма и их слабая обустроенность;

‑ отсутствие специализированных турорганизаций в сфере экологического туризма;

‑ бюрократические запреты и ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с организаторами экотуристских путешествий и экскурсий;

‑ скромный набор рекреационных услуг для туристов;

‑ отсутствие рекламы экотуризма;

‑ ограниченное число квалифицированных специалистов в области экоту­ризма, способных взять на себя разработку, организацию и проведение экологических туров;

‑ отсутствие необходимой законодательной базы экотуризма.

К этому следует добавить и фактор психологической неподготовленности к участию в организации и проведении экотуров как администрации особо охраняемых природных территорий, так и проживающего на этих территориях местного населения. В этом направлении предстоит проделать большую работу. Ее результатом стало бы признание экологического туризма в качестве полноправного участника природоохранной деятельности, возложенной законом на особо охраняемые природные территории, что, собственно, он и предполагает, но в достаточно корректной форме.

В России использование потенциала туризма как фактора развития отдельных районов происходит в рамках принятия целевых комплексных программ. Практически все области, имеющие перспективные туристические ресурсы, разрабатывают подобные проекты. В рамках программ развития выделяются перспективные виды туризма, а также определяется перечень конкретных мероприятий для их реализации.

В территориальной структуре хозяйства страны можно найти много таких мест, для которых туристическая деятельность послужит дополнительным толчком к развитию, и правительству страны стоит об этом позаботиться. Через ограничение загрязняющих природу отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, формирование совокупной прибыли регионов туризм выступает аккумулятором экономической политики государства. Нет сомнений в том, что именно экологический туризм, экологические ограничения производства сформируют экономику будущего как в России, так и за рубежом.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кекушев В.П. и др. Основы менеджмента экологического туризма: Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
2. Klancnik R. International Tourism up by 5,5% to 808 million Arrivals in 2005 // News Releases, WTO Press and Communications Department. Madrid. 24 January 2006.