Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2007

Состояние и перспективы развития системы размещения государственного заказа

Толстокорова Елена Николаевна, ст. преподаватель, аспирантка Хабаровская государственная академия экономики и права (ХГАЭП), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 77

Аннотация:
Государство выступает одним из крупнейших прямых заказчиков продукции, работ и услуг. Осуществление закупок для государственных нужд – это одно из направлений экономической деятельности органов государственной власти, предназначенное для обеспечения нормального функционирования этих органов и государства в целом путем приобретения у субъектов предпринимательской деятельности товаров, работ и услуг. Эта деятельность основывается на законодательстве и осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации и ее субъектов.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Толстокорова Е.Н. Состояние и перспективы развития системы размещения государственного заказа // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 110-114.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Государство выступает одним из крупнейших прямых заказчиков продукции, работ и услуг. Осуществление закупок для государственных нужд – это одно из направлений экономической деятельности органов государственной власти, предназначенное для обеспечения нормального функционирования этих органов и государства в целом путем приобретения у субъектов предпринимательской деятельности товаров, работ и услуг. Эта деятельность основывается на законодательстве и осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации и ее субъектов.

Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации, а именно одним из важнейших его секторов, который обеспечивает взаимоотношения, возникающие между государственными или муниципальными заказчиками и поставщиками продукции (товаров, работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд. Этот сектор функционирует на основе бюджетных средств и базируется на законодательных основах.

От того, каким образом в стране организована система государственного и муниципального заказа, зависит не только эффективное расходование средств бюджетов всех уровней, что само по себе крайне важно, но и уровень коррупции в стране, и состояние конкурентной среды. Последнее, может быть, даже важнее эффекта бюджетного.

Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика. В развитых странах госзакупки составляют 20—30% ВВП, причем самая значительная доля госзакупок в продукции ВПК — свыше 50%, а их доля в расходной части бюджета составляет, по некоторым данным, около 40%.

В Российской Федерации в современных условиях актуальность развития системы государственного размещения заказа существенно возрастает в связи с реализацией приоритетных национальных проектов - «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».

На протяжении 1998 – 2005 гг. в Российской Федерации объемы государственных и муниципальных закупок увеличивалась. В 2005 году доля государственных и муниципальных закупок в расходной части бюджета составила 35,8%, что более чем в 2 раза превышает показатель 2003 и 2004 гг. На 30% увеличилась и доля закупок в ВВП. В 2005 году этот показатель превысил 10%.

В 2005 г. за счет конкурсного размещения заказа величина экономии бюджетных средств по всем уровням составила 31 млрд. руб., что составляет 4% от общей стоимости заключенных контрактов (без учета размещения заказа иными способами: запрос котировок, у единственного источника).

Развитие системы размещения государственного заказа оказывает значительное влияние на экономический потенциал региона, его способность к саморазвитию.

О тенденциях развития системы государственных региональных закупок Хабаровского края в 2003-2005 гг. можно судить по ее доле в расходах краевого консолидированного бюджета.

В 2003-2004 гг. отмечалось преобладание конкурсного размещения регионального заказа в объеме закупок, проведенных всеми способами. Однако к концу 2005 года ситуация изменилась: резко увеличился удельный вес размещения заказа способом запроса котировок цен, доля конкурсного размещения регионального заказа в общем объеме закупок резко снизилась.

Анализ размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для краевых государственных нужд за I полугодие 2006 года показал, что основная часть средств краевого бюджета использовалась в рамках открытого конкурса, как наиболее эффективного способа закупок. За 6 месяцев 2006 года краевыми заказчиками проведено 119 конкурсов по закупке товаров (работ, услуг) для нужд региона против 65 за аналогичный период 2005 года.

В результате проведения конкурсов закуплено продукции на сумму 1,84 млрд. рублей, что составило 77,6 % от общей суммы закупок (2,37 млрд. рублей). При этом экономия бюджетных средств за I полугодие 2006 года составила 71,7 млн. рублей. В Едином реестре Хабаровского края за этот период зарегистрировано 569 государственных контрактов на сумму 1,4 млрд. рублей.

С 1 января 2006 года распределение госзаказа проходит по новым правилам. Вступил в силу Федеральный Закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который коренным образом изменил систему закупок, сделал ее более прозрачной и практически исключил возможность принятия субъективных решений конкурсной комиссией. Можно сказать, что закон явился колоссальным шагом вперед в достижении поставленных целей, он содержит большое число инноваций, предусматривает дополнительную регламентацию по отдельным вопросам решениями Правительства.

Однако, анализируя опыт конкурсного размещения при закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд министерствами, ведомствами, региональными органами власти, можно отметить следующие недостатки:

1. Показатели бюджетов различных уровней имеют существенные отклонения фактически профинансированных расходов на проведение государственных закупок от принятых в бюджетах.

2. Значительный объем закупок для государственных нужд проводится без конкурсов. Размещение заказов «у единственного поставщика» и методом ценовых котировок применяется крайне широко, а на региональном и местном уровнях является наиболее частой формой закупок.

3. При проведении конкурсов имеют место нарушения правил и процедур, предусмотренных нормативными актами, что приводит к покупке продукции по более высоким ценам по сравнению со средними сложившимися ценами, а также к высоким затратам на проведение конкурса.

Таким образом, устранение недостатков в системе обеспечения государственных нужд должно быть направлено на реализацию следующих мероприятий:

1. Совершенствование системы планирования и прогнозирования объемов закупок.

2. Объединение заявок различных государственных заказчиков по принципу однотипности продукции для проведения сводных конкурсов.

3. Усиление контроля, а именно введение контроля со стороны общественности за расходами при закупках путем введения постоянно действующей системы выборочных аудиторских проверок и публикаций их результатов.

4. Оптимизацию распределения полномочий по закупкам между различными иерархическими уровнями государственной системы управления.

5. Формирование организационных основ реализации закона, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов по размещению госзаказа и созданию специализированных структур у государственных заказчиков, которые выполняют исключительно функцию закупки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд.

Отсутствие специализированных структур мешает реализации закона. Налицо его недоработка в плане организации: практика реализации закона свидетельствует об отсутствии квалифицированных кадров (закупками занимаются врачи, финансисты и т.п. специалисты, которые в силу специфики своей основной работы не обладают знаниями особенностей закупочной деятельности). Закупки должны стать самостоятельной функцией организации-заказчика, и пока не созданы организационные основы реализации закона – говорить о его эффективности не приходится.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Государственное регулирование экономики / Под ред. проф.Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 186.
2. Заседание «круглого стола» в МЭРиТ РФ // Конкурсные торги. 2002. №7. С. 3 10.
3. Кныш В.А. Управление государственным оборонным заказом в условиях регулируемого рынка// Проблемы современной экономики, № 1(5) // http://www.m-economy.ru
4. Кравченко Т.А. Требования к извещению о проведении открытого конкурса. // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2005. №2. С.89 – 91.
5. Становление рыночной системы государственных закупок в России. / Под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича, И.М. Ахметзянова. – Казань: НПО «БизнесИнфо-Сервис», 2000. – 320 с.