Управление инновационной активностью предприятий

Раздольский М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Раздольский М.А. Управление инновационной активностью предприятий // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 21-24.

Аннотация:
Для предпринимательства в целом и предпринимательства в инновационной сфере, в частности, внешняя среда определяется политическими, экономическими, социальными, природно-климатическими, территориальными, демографическими и другими особенностями страны и ее регионов. Среди множества факторов, образующих внешнюю среду выделяются те, которые влияют на динамику, масштабы развития и качественный уровень предпринимательства, т.е. фактически они формируют его микросреду. К их числу относятся: потенциальный рынок товаров и услуг, предпринимательские ресурсы, условия предпринимательской деятельности и уровень развития ее инфраструктуры.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, инновационная активность, внешняя среда, управление инновационной активностью

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Для предпринимательства в целом и предпринимательства в инновационной сфере, в частности, внешняя среда определяется политическими, экономическими, социальными, природно-климатическими, территориальными, демографическими и другими особенностями страны и ее регионов. Среди множества факторов, образующих внешнюю среду выделяются те, которые влияют на динамику, масштабы развития и качественный уровень предпринимательства, т.е. фактически они формируют его микросреду. К их числу относятся: потенциальный рынок товаров и услуг, предпринимательские ресурсы, условия предпринимательской деятельности и уровень развития ее инфраструктуры.

Для инновационного предпринимательства основным элементом внешней среды выступает рынок инноваций, характеризующийся наличием неудовлетворенного платежеспособного спроса на продукты, создаваемые инновационно активными предприятиями страны. Этот рынок может быть сформирован за счет государственных заказов на продукцию таких предприятий.

Финансовые ресурсы национальной экономики для развития инновационной предпринимательской деятельности формируются за счет собственных и привлекаемых финансовых средств, а также государственных гарантий под кредиты предпринимателей.

Формирование трудовых ресурсов в инновационной сфере зависит от наличия свободных и пригодных по своим профессиональным и психологическим возможностям специалистов.

Внешними организационными условиями для развития предпринимательства в инновационной сфере выступает комплекс нормативных актов, обеспечивающих:

‑ порядок создания, функционирования и ликвидации предприятия;

‑ благоприятный налоговый климат, охватывающий все предпринимательство страны и предпринимательскую деятельность в инновационной сфере, в частности;

‑ благоприятный таможенный режим;

‑ удобную для развития инновационной деятельности финансово-кредитную политику государства;

‑ престижность предпринимательской деятельности вообще и предпринимательства в инновационной сфере, в частности.

Для регулирования развития инновационного предпринимательства создаются специальные организационные структуры, призванные координировать и оказывать воздействие на процессы его функционирования и развития. К числу госструктур, занимающихся регулированием предпринимательства, относятся государственные и региональные фонды поддержки предпринимательства. При этом объектами регулирования развития инновационного предпринимательства выступают:

‑ ресурсная база предпринимательства;

‑ формирование и активизация потенциального рынка новых товаров и услуг, производимых предпринимателями;

‑ условия, созданные государством для проведения предпринимательской деятельности (с целью устранения тех из них, которые мешают развитию предпринимательских структур);

‑ инфраструктура предпринимательства (с целью обеспечения ее комплексности и эффективности).

Методы регулирования инновационной деятельности предприятий могут быть связаны с достижением конкретных целей (политических, экономических или социальных), или с решением конкретных задач (например, трудоустройства специалистов научно-технической сферы).

По скорости воздействия различают методы регулирования:

‑ быстро влияющие на объект регулирования и приводящие к немедленным результатам;

‑ оказывающие постепенное влияние, причем результаты реализации также проявляются постепенно;

‑ реализация которых может проявиться в будущем.

Быстрый результат обеспечивают административные методы, связанные с запрещением или разрешением конкретных видов предпринимательской деятельности, решение об изменении порядка взимания какого-либо налога и др.

Процесс регулирования инновационного предпринимательства ‑ это совокупность действий, направленных на предпринимательские структуры, осуществляющие инновационную деятельность, с целью количественного и качественного изменения данного сегмента предпринимательства.

Выбор методов и средств воздействия на инновационные предприятия определяется:

а) состоянием и структурой инновационной сферы, а также конкретных задач по ее развитию,

б) наличием ресурсов в распоряжении государственных и региональных органов власти.

В результате регулирования должны создаваться условия развития инновационных предпринимательских структур, в наибольшей степени отвечающие интересам как государства, так и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

На уровне государства регулирование предпринимательства в инновационной сфере призвано:

‑ установить приоритетные на данный период цели и задачи;

‑ распределять финансовые ресурсы между регионами и отраслями с учетом приоритетности и ограниченности ресурсов;

‑ создавать благоприятные условия для предпринимательства в инновационной сфере.

В качестве эталона благоприятных условий могут рассматриваться условия, создаваемые для инновационных предприятий внешней средой в странах с развитой рыночной экономикой.

Регулирование на уровне региона заключается в установлении инновационного предпринимательства как приоритетного вида деятельности для региона, и распределении в его пользу выделенных ресурсов.

Принятие решения о проведении инновационной деятельности на уровне предприятия осуществляется по результатам SWOT-анализа инновационной среды, которая складывается из:

‑ инновационного потенциала, дающего оценку состояния ее внутренней среды (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ);

‑ инновационного климата, дающего оценку состояния ее внешней среды (одного из факторов привлекательности инновационного рынка).

Анализ инновационной среды организации сложен и трудоёмок, поэтому большое внимание уделяется технологии его проведения. В дополнение к таким фундаментальным методам как системный анализ, целевой и ситуационный, применяется метод SWOT-анализа (оперативный диагностический анализ организаций и ее среды).

Однако, как известно, любая оценка составляет лишь определенную операцию анализа. Качество оценки зависит от состава учитываемых факторов, от точности моделирования связи фактора (параметра внешней среды) с объектом оценки (параметра организации), от качества прогнозирования динамики их изменений. А это всё определяется квалификацией и информированностью аналитиков и экспертов.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:33