Особенности кластерной политики приграничных регионов

Архипкин О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Архипкин О.В. Особенности кластерной политики приграничных регионов // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 115-119.

Аннотация:
В самом общем виде кластеры представляют собой группы географически локализованных, взаимосвязанных коммерческих и некоммерческих организаций – поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, провайдеров специализированных услуг (в том числе логистических), научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга и кластеров в целом.

Ключевые слова: кластер, экономика региона, кластерная политика, региональный кластер

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В самом общем виде кластеры представляют собой группы географически локализованных, взаимосвязанных коммерческих и некоммерческих организаций – поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, провайдеров специализированных услуг (в том числе логистических), научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга и кластеров в целом.

Основоположником кластерного подхода является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. По его мнению, «конкурентоспособные национальные отрасли не распределены равномерно во всей экономике, а связаны в то, что можно назвать «кластерами» (пучками), состоящими из отраслей зависящих друг от друга» [1]. Обычно эти отрасли соединены вертикальными (покупатель/поставщик) или горизонтальными (общие клиенты, технологии, посредники и т.д.) взаимоотношениями.

В контексте региональной экономики кластер предлагается рассматривать в виде трехуровневой пирамиды.

Первый уровень – это лидирующие (ключевые) компании, экспортирующие продукцию и/или услуги за пределы региона.

Второй уровень – сеть поставщиков, большое количество мелких и средних фирм, которые составляют так называемую экосистему кластера и поставляют сырье, материалы, комплектующие изделия, услуги для ключевых компаний.

Третий уровень – это различные организации и институты, обеспечивающие ключевые компании кластера трудовыми и финансовыми ресурсами, услугами социальной и производственной инфраструктуры.

Первоначально кластеры в экономике различных стран образовывались исключительно под воздействием рыночных регуляторов, именуемых А. Смитом «невидимой рукой» рынка. Однако со временем правительства отдельных государств стали целенаправленно создавать условия для формирования и развития кластеров конкурентоспособных отраслей.

В настоящее время кластерную политику проводят многие развитые и развивающиеся страны мира: Япония и Южная Корея, Сингапур и Финляндия, Словения и Канада, Казахстан и США, и др. Так, например, правительство Франции в 2005 г. приняло программу развития 60 кластеров на три года стоимостью 1,5 млрд. ЕВРО.

В Великобритании 15 млн. фунтов стерлингов было потрачено на формирование фонда, который будет финансировать создание инновационных кластеров. По данным Гарвардской школы бизнеса, в экономике США более 32% занятости, не включая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры. А в более открытой экономике Швеции в кластерах занято 39 % работоспособного населения, не учитывая работников бюджетной сферы [2].

В последнее время все отчетливее проявляется необходимость формирования международных кластеров и, как следствие, координации кластерной политики на межгосударственном уровне. Характерным примером подобного сотрудничества сегодня могут являться балтийские страны – Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия, а в недалеком будущем – отдельные приграничные российские регионы.

По некоторым данным [2], власти Приморского края совместно с Министерством транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги», Министерством транспорта Южной Кореи, Министерством транспорта Северной Кореи и рядом крупнейших российских и китайских компаний разрабатывают проект создания международного логистического кластера, специализированного на организации доставки потребителям из разных стран внешнеторговых грузов различного типа.

В нашей стране федеральные органы власти стали проявлять интерес к кластерной политике сравнительно недавно. Так, по итогам заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ 30 сентября 2005 г. премьер-министр М. Фрадков поручил Министерству экономического развития и торговли РФ разработать концепцию кластерной политики. Тендер на разработку соответствующей концепции выиграли Академия народного хозяйства при Правительстве РФ и консалтинговая компания «Bauman Innovation».

Учитывая всю сложность проведения кластерной политики в нашей стране, считаем необходимым использование в России особой, контаминационной либерально-дирижистской модели управления. При этом ее дирижистская составляющая должна касаться, главным образом, финансового участия государства в создании логистической инфраструктуры, необходимой для реализации кластерных проектов. В то время как основной инструментарий кластерной политики (система грантов для регионов, государственное финансирование исследовательских проектов и др.) следует заимствовать из либеральной модели США и Великобритании.

Как показывают исследования Гарвардской школы бизнеса [2], кластерный сектор является главной движущей силой развития секторов, обслуживающих локальный (региональный) рынок. Следовательно, кластерный подход представляет собой перспективный инструмент для анализа экономики региона, формирующий новый взгляд на роль региональных органов власти, предприятий и других организаций, стремящихся к повышению своей конкурентоспособности.

Региональные власти должны создать систему стимулирования выпуска конкурентоспособных товаров и услуг, разработать инструменты и меры по активному воздействию на использование природных и других экономических ресурсов и т.д. Система должна разрабатываться для каждого конкретного товара с учетом ситуации, сложившейся в его производстве, его места в структуре регионального рынка и экспортных поставках региона, перспектив его производства с учетом международного разделения труда и должна включать следующие меры:

‑ по льготному кредитованию и налогообложению предприятий, входящих в регионально значимые кластеры;

‑ по стимулированию производства высокотехнологичной продукции и созданию условий для сокращения выпуска продукции с низкой долей добавленной стоимости;

‑ на основе проведенной оценки рациональности импорта должна быть разработана система мер по перепрофилированию убыточных предприятий на производство импортозамещающей продукции;

‑ по разработке механизма государственных гарантий под внешнее финансирование и поставку продукции в кредит, а также страхование экспорта продукции,

‑ по содействию в продвижении продукции региональных кластеров на внешние рынки, посредством осуществления выставочно-ярмарочной деятельности,

‑ по открытию региональных торговых представительств в странах, торговые отношения с которыми являются приоритетными;

‑ по формированию информационной инфраструктуры, содействующей расширению связей между кластерами, работающими в тех же отраслях.

В общей кластерной структуре экономики приграничного региона особое место занимает логистический кластер, формируемый в целях организации интегрированного логистического сервиса при совершении операций ввоза и вывоза товаров/услуг на территорию или с территории региона. Специфика приграничных регионов проявляет себя в том, что на линии включения региональной экономики в мировую некоторые операции ввоза-вывоза приобретают характер внешнеэкономических и порождают при этом экспортно-импортные и транзитные потоки.

Исходя из этого, роль логистического кластера должна рассматриваться, на наш взгляд, достаточно широко. В приграничных регионах с экспортно-импортной ориентацией логистический кластер способен стать инструментом региональной экономической политики. Заметим, однако, что это возможно лишь при наличии четко разработанной стратегии, имея в виду, что на территории региона логистический кластер может «сосуществовать» с другими кластерами, определяющими зоны стратегических интересов региона.


Источники:

1. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.
2. Шаповалов А. Россия перешла в подготовительный кластер // Коммерсант. – 2006. - № 51. – С. 20.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:42:01