Предпринимательство как субъект рыночного хозяйства, его государственное регулирование в условиях рынка

Цыпин И.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Цыпин И.С. Предпринимательство как субъект рыночного хозяйства, его государственное регулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 42-46.

Аннотация:
Становление рыночной экономики в современной России тесно связано с развитием предпринимательства, которое базируется на деятельности экономически и социально свободного индивида, позволяя ему реализовывать свои возможности и удовлетворять потребности, принося пользу обществу. Предпринимательство вытесняет монополизм, приводит к появлению конкуренции производителей и тем самым объективно способствует развитию науки, техники, технологии и организации производства, приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции. Оно связано с созданием новых рабочих мест и повышением уровня занятости населения.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства, государственное регулирование предпринимательства

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Становление рыночной экономики в современной России тесно связано с развитием предпринимательства, которое базируется на деятельности экономически и социально свободного индивида, позволяя ему реализовывать свои возможности и удовлетворять потребности, принося пользу обществу. Предпринимательство вытесняет монополизм, приводит к появлению конкуренции производителей и тем самым объективно способствует развитию науки, техники, технологии и организации производства, приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции. Оно связано с созданием новых рабочих мест и повышением уровня занятости населения.

Для развития малого предпринимательства в России особое значение имеет реализация Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В нем определяются общие положения о государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в РФ, установлены формы и методы стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Государственное регулирование предполагает выработку определенной экономической политики в области предпринимательства в масштабе страны и отдельных регионов, маневрирование материальными и финансовыми ресурсами, осуществление налоговой и таможенной политики, функционирование организационного механизма развития предпринимательства. Механизм регулирования предпринимательства представляет собой совокупность форм, методов и средств, с помощью которых государственные органы управления оказывают воздействие на предпринимательскую внешнюю среду с целью получения желаемых результатов.

По видам воздействия можно выделить следующие основные методы регулирования предпринимательства: экономические, управленческие, организационные и социально-психологические.

Экономические методы регулирования заключаются в создании благоприятных экономических условий для приоритетных направлений развития предпринимательства (снижение налогов, возможности получения льготных кредитов).

Управленческие методы предполагают создание организационных структур для координации и регулирования процессов функционирования и развития предпринимательской деятельности и выработку ими управленческих решений, способствующих интенсивному развитию предпринимательства.

Организационные методы регулирования сводятся к регламентации всех процедур, связанных с созданием, функционированием и развитием предпринимательских структур.

Социально-психологические методы регулирования заключаются в выработке и реализации мероприятий, направленных на стимулирование мотивации предпринимательской деятельности и создание благоприятного психологического климата для предпринимательства.

Методы регулирования развития предпринимательства можно классифицировать по объектам воздействия:

‑ на ресурсную базу предпринимательства с целью ее расширения;

‑ на формирование и активизацию потенциального рынка товаров (услуг), произведенных предпринимателями;

‑ на условия предпринимательской деятельности с целью нейтрализации влияния факторов, не благоприятных для развития предпринимательства;

‑ на инфраструктуру предпринимательства с целью обеспечения ее комплексности и эффективности.

Выделяют также методы, связанные с воздействием на определенные элементы системы предпринимательства (по широте охвата). Методы регулирования предпринимательства различают и по целевой направленности, связанной с достижением конкретных целей (экономических, социальных и прочих) или решением конкретных задач. Кроме того, методы регулирования классифицируют по скорости их воздействия на объект предпринимательства (по быстроте получения результата), эффект от которого проявляется либо сразу, либо постепенно, либо в будущем.

Для регулирования предпринимательства необходимо знать его состояние, потребности страны и регионов и их ресурсные возможности, на основании которых можно выбрать рекомендации по предпочтительному развитию предпринимательской деятельности. Эффективное регулирование предпринимательства заключается в создании благоприятных внешних условий для его развития в соответствии с целями и задачами страны или региона при минимальных затратах на его осуществление. Процесс регулирования предпринимательства представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью ее количественного и качественного изменения. Регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться в следующей последовательности:

‑ анализ сложившихся внешних условий предпринимательства;

‑ выявление параметров внешней среды, не соответствующих мировым стандартам и местным условиям, затрудняющих деятельность предпринимателей;

‑ анализ ресурсных возможностей развития предпринимательства;

‑ разработка мероприятий по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

‑ разработка программы развития предпринимательства (страны, региона, города);

‑ расчет затрат на реализацию программы и ее ожидаемой экономической и социальной эффективности;

‑ реализация разработанной программы и контроль за ее осуществлением.

Малый бизнес должен стать основой для рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования с учетом особенностей соответствующего региона. Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и отсутствием государственной поддержки малых предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

В России государственная поддержка малого бизнеса с первых шагов сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль. В настоящее время имеются и другие формы государственной поддержки:

‑ обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость),

‑ предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в областях со слабо развитой промышленностью, и т. д.

Кроме того, закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает для малого бизнеса ряд неналоговых льгот:

‑ льготные условия кредитования и страхования;

‑ поддержка внешнеэкономической деятельности на частично компенсационной основе;

‑ приоритетное предоставление государственных заказов;

‑ развитие информационной инфраструктуры;

‑ поддержка в развитии производственно-технологической базы.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут обеспечить малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Сегодня, к сожалению, развитие малых предпринимательских форм происходит в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – в торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Значительно их меньше в наукоемких и других отраслях, требующих значительных интеллектуальных затрат, а, следовательно, длительных сроков окупаемости.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:26