Каналы оптимизации взаимодействия субъектов рынка труда моноструктурного города

Степанова О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Степанова О.Н. Каналы оптимизации взаимодействия субъектов рынка труда моноструктурного города // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 36-41.

Аннотация:
В настоящее время регулирование рынка труда носит несистемный и частный характер. Особенно это касается городов с моноструктурной экономикой. В данном случае градообразующее предприятие формирует на рынке труда свои «правила игры», ослабляя тем самым социальную безопасность города и населения в долгосрочной перспективе. В этих условиях необходимы обоснование основных направлений, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма регулирования локального рынка труда органами местного самоуправления с учетом специфики и особенностей социально-экономического развития монопрофильного муниципального образования.

Ключевые слова: рынок труда, город, регулирование рынка труда, градообразующее предприятие, социальная безопасность, моноструктурная экономика



В настоящее время регулирование рынка труда носит несистемный и частный характер. Особенно это касается городов с моноструктурной экономикой. В данном случае градообразующее предприятие формирует на рынке труда свои «правила игры», ослабляя тем самым социальную безопасность города и населения в долгосрочной перспективе. В этих условиях необходимы обоснование основных направлений, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма регулирования локального рынка труда органами местного самоуправления с учетом специфики и особенностей социально-экономического развития монопрофильного муниципального образования.

Одним из важных каналов управления является оптимизация взаимодействия субъектов рынка труда, которая обеспечивает приведение в равновесное состояние всех параметров городского данного рынка. Это должно стать, на наш взгляд, приоритетной задачей ближайшего времени.

Ситуацией можно управлять только тогда, когда имеется достаточно полная информация об объекте управления, которым в нашем случае является городской рынок труда. Для получения необходимого объема информации важно обеспечить структуру, включающую в себя все субъекты рынка труда (городскую администрацию, городской центр занятости населения, образовательные учреждения, работодателей, трудоспособное население), системой обратных связей, которая сможет повлиять на оперативность оценки протекающих процессов и при необходимости позволит организовать своевременное вмешательство в управленческие решения.

Это приводит к тому, что появляется необходимость более глубокого взаимодействия субъектов рынка труда для достижения обоюдовыгодных результатов. При существующей системе каждый из участников процессов, связанных с занятостью, погружен в решение личных проблем, которые в совокупности приводят к невозможности регулирования полного спектра параметров рынка труда.

В силу весьма значительных различий, касающихся всех параметров трудовых ресурсов, таких как количество, качество, уровень образования, социально-демографические и национальные особенности между разными территориями, в России просто не может быть единой для всей страны программы обеспечения занятости. Государство в данных условиях берет на себя лишь функции по обеспечению минимальных гарантий в области занятости, а оперативное регулирование может быть эффективным лишь со стороны органов местного самоуправления.

На наш взгляд, именно усовершенствование структуры взаимоотношений субъектов рынка труда города способно привести к положительным сдвигам в сложившейся ситуации, а инициатором подобных изменений может выступить только городская администрация. Она же должна взять на себя контрольную функцию, обеспечив тем самым надзор за проводимыми реформами.

Предлагаемая нами структура представляет собой цепь взаимосвязанных единиц, которые посредством системы обратных связей образуют единое информационное пространство. Благодаря этому, информация о рынке труда обладает свойствами достоверности и полноты, ценности и актуальности, а посредством обработки соответствующими структурными подразделениями информация становится ясной и понятной, т.е. обладает всеми свойствами управленческой.

Система управления состоит из трех основных блоков:

‑ объекта регулирования, в качестве которого выступает локальный рынок труда;

‑ блока принятия решений и оценки результатов;

‑ блока реализации.

Последние две составляющие имеют расширенную внутреннюю структуру, представленную различными отделами, которые выполняют свои функции, но находятся между собой в тесной взаимосвязи.

Блок принятия решений и оценки результатов состоит из отдела программирования и отдела стратегического управления.

Отдел программирования осуществляет разработку краткосрочных и долгосрочных программ, направленных на повышение эффективности и развитие городского рынка труда, а также проводит коррекцию принятых ранее направлений работы с учетом изменяющихся условий, а так же оперативное вмешательство и регулирование ситуации в области занятости.

Тем не менее, выработка приоритетных для города направлений развития остается за отделом стратегического управления, который является не постоянно функционирующим органом, но работа отдела программирования основана на задачах, которые ставит именно эта структура.

Блок реализации является основой процесса регулирования рынка труда, т.к. именно здесь происходит выработка конкретных регулирующих воздействий. Его структура включает в себя: отдел информирования, информационно-маркетинговый отдел, отдел поддержки предпринимателей, учебный отдел, аналитический отдел.

Отдел информирования предназначен для обеспечения субъектов рынка труда или других отделов общей системы регулирования соответствующими информационными материалами. Причем информация может быть получена от других отделов, ответственных за то или иное направление работы.

В функции данного отдела должны входить в первую очередь поиск и внедрение наиболее доступных форм представления информации. Для обеспечения максимального охвата аудитории должны использоваться самые разные способы представления информации от выпуска специализированных брошюр и сборников, до публикации необходимых материалов через СМИ или посредством электронных носителей, например, сети Интернет.

Информационно-маркетинговый отдел отвечает за имиджевую политику во всех ее проявлениях.

Сюда относится и повышение уровня доверия населения к государственным органам содействия занятости, и разработка мероприятий, направленных на пропаганду снижения «теневой» занятости, и повышение имиджа города с целью привлечения мигрантов, как источника трудовых ресурсов. Кроме того, к функциям данного отдела мы относим привлечение внешних потребителей продукции города, посредством организации рекламных мероприятий и участия в различных выставках.

Отдел поддержки предпринимателей служит для оказания помощи и содействия бизнесу города.

К функциям отдела мы относим: осуществление консалтинговой поддержки предпринимателей по всему спектру предпринимательской деятельности; взаимодействие с кредитными учреждениями и представителями крупного бизнеса; разработку новых форм кредитования и обеспечение гарантий возвратности кредитов со стороны предпринимателей; поиск и внедрение других способов поддержки предпринимателей.

Учебный отдел предназначен для регулирования сферы образования города.

В частности, сюда мы относим обеспечение эффективного взаимодействия между работодателями и образовательными учреждениями на предмет подготовки квалифицированных кадров, соответствующих потребностям городских предприятий..

Аналитический отдел производит основной сбор и обработку информации о городском рынке труда.

В качестве источника такой информации должны выступать различные органы учета и статистики города, непосредственно субъекты рынка труда и другие отделы блока реализации. Главной функцией аналитического отдела является обеспечение координации информационного потока поступающего из всех возможных источников.

В заключение можно сделать следующие выводы.

1. Приводимая нами структура координации взаимодействия субъектов рынка труда является весьма условной и отражает скорее основные направления работы, на которые, на наш взгляд, стоит обратить наиболее пристальное внимание в реализации политики регулирования занятости.

2. Функционирование данной структуры должно базироваться на принципе управления проектами, т.е. для реализации определенного набора функций конкретного отдела совершенно не обязательно иметь в своем составе необходимых специалистов.

3. Эффективность управления рынком труда наиболее актуальна именно для моногорода, каким является в нашем исследовании Череповец, т.к. данный вид муниципальных образований наиболее восприимчив к негативным изменениям в структуре занятости.

4. В любом случае, управление субъектами рынка труда монопрофильного города, осуществляемое посредством глубокого взаимодействия всех структурных единиц, позволит с необходимой степенью точности производить вмешательство в процессы, протекающие на городском рынке труда, а значит осуществлять эффективное управление данными процессами.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:43:05