Концепция развития малых предприятий

Лисовцева Л.Н., Преображенский Б.Г., Комарова Л.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лисовцева Л.Н., Преображенский Б.Г., Комарова Л.И. Концепция развития малых предприятий // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 17-20.

Аннотация:
При проведении анализа стратегий развития налогооблагаемой базы муниципальных образований предполагается, что прирост этой базы происходит, прежде всего, за счет формирования и развития малых предприятий. В этой связи анализ процессов функционирования этих предприятий и их результатов является важным условием разработки стратегий развития территорий.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговые поступления, стратегия развития территории

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



При проведении анализа стратегий развития налогооблагаемой базы муниципальных образований предполагается, что прирост этой базы происходит, прежде всего, за счет формирования и развития малых предприятий. В этой связи анализ процессов функционирования этих предприятий и их результатов является важным условием разработки стратегий развития территорий.

В условиях реализации Федерального Закона ФЗ-131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» [1] наиболее приемлемыми финансовыми источниками развития налогооблагаемой базы муниципальных образований являются:

‑ прямые (адресные) государственные инвестиции на поддержку наиболее важных направлений развития малого бизнеса (осуществляемые из бюджета);

‑ средства фондов поддержки малого предпринимательства (в том числе федеральных, региональных и муниципальных фондов);

‑ банковские кредиты;

‑ средства и кредиты различных инвестиционных и гарантийных фондов;

‑ средства частных инвесторов (предпринимателей, ассоциаций предпринимателей и т. д.).

‑ аккумулированные средства других предприятий, привлекаемые на основе кооперационных взаимодействий, в результате реструктуризации крупных производств, использования временно невовлеченных в производственный процесс ресурсов;

‑ средства иностранных партнеров.

Кредитно-инвестиционными источниками развития малого бизнеса в соответствии с использованием таких критериальных понятий, как емкость, доступность, рискованность, цена и общая привлекательность, являются:

‑ собственные средства и сбережения предпринимателей;

‑ государственные средства;

‑ средства фондов поддержки малого предпринимательства и др. фондов;

‑ кредиты банков;

‑ иностранные партнеры.

Несмотря на условность применяемых для классификации критериальных показателей, они дают общую картину возможности улучшения инвестиционного климата при формировании источников финансирования.

Важная роль в формировании ресурсного потенциала бизнеса в целом и малых предприятий в частности принадлежит внешнему кредитно-инвестиционному фактору, который оказывает усиливающее воздействие на развитие системы, дополняя действие положительной обратной связи экономического объекта и определяя темпы динамики его развития.

Важными оказываются как величина осуществляемой кредитно-инвестиционной поддержки и ее регулярность (динамика инвестиций во времени), так и другие условия ее предоставления (плата за инвестиционный ресурс в виде ставки процента за кредит, сроки возврата кредита и т.д.). В связи с этим возникает необходимость исследования влияния кредитно-инвестиционного фактора на процесс развития малого предприятия. Малые узкоспециализированные и монопродуктовые предприятия, как правило, используют одну технологию, не меняя ее в процессе своего функционирования. Такие предприятия могут одновременно использовать четыре различных финансово-инвестиционных источника для своего развития:

а) собственные средства (часть реинвестируемой прибыли);

б) кредиты (предполагается, что кредиты выдаются ежегодно в виде кредитной линии);

в) государственную инвестиционную поддержку (в виде государственного субсидирования кредитов – между величиной кредитов и государственными инвестициями соблюдается известная пропорциональность на всем рассматриваемом промежутке времени);

г) доход от внешних инвестиций малого предприятия (за счет части свободной прибыли).

Отличительной особенностью предложенного нами подхода является учет условий предоставления и погашения кредита. Предусматриваются льготные условия кредитования, характерные именно для малого бизнеса. Погашение кредита осуществляется из двух источников: проценты включаются в себестоимость, основной долг компенсируется за счет внешнего инвестирования. Таким образом, внутренняя инвестиционная программа предприятия сохраняется неизменной.

На развитие малого предприятия существенно влияют, во-первых, скорость обновления фондов, и, во-вторых, размер и условия предоставления кредита (то есть принятая схема кредитования). Эти условия могут либо благоприятствовать эффективному росту и развитию малого предприятия, либо тормозить темпы его динамики.

В обобщенной модели малого предприятия используются гипотезы, что малое предприятие может развиваться за счет как внутренних источников (прибыли), так и внешней финансовой поддержки. Основные производственные фонды — единственный лимитирующий фактор, определяющий выпуск продукции. Малое предприятие функционирует при неизменной технологии, что предполагает постоянство его фондоотдачи.

С учетом сделанных предпосылок производственная деятельность описывается однофакторной производственной функцией Леонтьева, а темпы развития предприятия определяются динамикой основных производственных фондов. Кроме того, вводятся следующие гипотезы:

1) государственная поддержка определяется спросом предприятия на кредиты;

2) заемные средства привлекаются в виде кредитной линии;

3) часть свободной прибыли предприятия размещается в доходные финансовые инструменты;

4) основной долг погашается за счет доходов от внешнего инвестирования;

5) учитывается процесс выбытия основных фондов.

Таким образом, предложенный подход является в указанном смысле универсальным и более системно учитывает факторы, влияющие на развитие малого предприятия.

В рамках данного подхода рассмотрены три типовые схемы кредитования, различные комбинации которых позволяют достаточно полно сформировать множество условий предоставления кредитов малым предприятиям в реальной экономической практике.

В целях удобства сопоставления схем был принят единый для них способ формирования кредитных ресурсов для малого предприятия — инвестирование методом «кредитной линии». Схемы кредитования различаются условиями (механизмами) погашения долга:

‑ «воздушный шар» (в этой схеме погашение долга приходится на конец периода кредитования, причем в этот момент предполагается либо единовременное погашение всей задолженности по кредиту, либо возврат только основного долга, но с процентными выплатами в течение всего срока кредитования);

‑ равномерное погашение (функция выплаты долговых обязательств имеет линейный характер);

‑ «кредитные каникулы» (выплата долговых обязательств начинается с некоторым интервалом).

Сравнительный анализ результатов моделирования кредитно-инвестиционной деятельности малых предприятий показал, что наиболее предпочтительными в условиях разработки стратегии развития территории с дефицитным бюджетом для финансирования мероприятий по стимулированию их развития являются кредиты со схемой погашения по принципу воздушного шара.

[1] Федеральный Закон ФЗ-131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства. 2003, №40, ст.3822.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:02