Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2000

Повышение эффективности формирования сводной отчётности коммерческого банка

Анголенко Николай Иванович, эксперт по системам руководства, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Живаго Александр Александрович, экономист-менеджер, исследователь, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
В прошлом номере журнала был поднят вопрос о том, что за последнее время резко возросло число отчетных форм коммерческих банков, которые необходимо предоставлять Центральному Банку Российской федерации (ЦБ РФ). Но кроме этого серьезной проблемой во взаимоотношениях ЦБ и коммерческих банков стоит задача своевременного представления этих документов. Поэтому нами была предложена концепция создания такой информационной системы банка, которая позволила бы решить эти проблемы. Основой данной концепции является организация деятельности в коммерческих банках подразделения сводной отчетности.
(Окончание. Начало в № 6 2000)
Цитировать публикацию:
Анголенко Н.И., Живаго А.А. Повышение эффективности формирования сводной отчётности коммерческого банка // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 7. – С. 84-94.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Продолжим рассмотрение методов получения, хранения и обработки информационных ресурсов в кредитных организациях.

Методы доставки внешней информации могут быть осуществлены:

а) посредством курьера (информация на бумажных и электронных носителях);

б) с помощью почтовых отправлений (бумажные носители информации);

в) через электронную почту ЦБ РФ (данные передаются в электронном виде).

А. Схемы информационного обмена коммерческого банка с ЦБ РФ (внешние информационные ресурсы)

Данные на бумажных и электронных носителях с помощью курьера и почты поступают в Управление делами банка, где происходит распределение доставленных информационных ресурсов по подразделениям.

В подразделении сводной отчётности информация переводится на жесткий бумажный носитель, анализируется и архивируется.

В подразделения, отвечающие за информационный обмен с ЦБ (подразделения автоматизации), информационные ресурсы в электронном виде поступают из ЦБ РФ по электронной почте.

Электронная почта ‑ слабо интегрированное программное обеспечение с ограниченными возможностями автоматизации процесса преобразования полученной информации. Данное программное обеспечение, поставляемое Центральным Банком РФ, предназначено для организации обмена данными между коммерческими банками и ЦБ РФ. Программное обеспечение поставляется в подразделение банка, занимающееся его сопровождением, которое инсталлируют полученные программные продукты и обучает работе с ними сотрудников подразделения сводной отчётности. Информационный обмен осуществляется вручную с использованием средств вычислительной техники, национальных и региональных средств связи. Поступающие информационные ресурсы (информирующего, нормативного, правового характера) передаются в электронном виде в подразделения сводной отчётности.

Программные продукты подлежат архивированию на серверах банка. При этом с сожалением следует констатировать, что данные с Web сервера ЦБ РФ коммерческими банками практически не используются.

Сегодня становится очевидным, что отсутствие в коммерческих банках единого подразделения, занимающегося анализом и обработкой информации, поступающей из ЦБ, а так же явно недостаточное использование Web ресурса, является основной причиной временных задержек в информационном обмене Банк <=> ЦБ РФ.

Методы получения, хранения и обработки внутренней информации решают проблему представления филиалами банков электронных документов необходимого содержания и формата посредством корпоративной электронной почты (в качестве транспортной среды часто выступает сеть Интернет) подразделению автоматизации. Последнее в свою очередь передает информацию подразделению сводной отчётности, которое преобразует ее в строго определённый формат и при необходимости полученные отчётные документы переводит на бумажные носители, копии которых остаются в архиве банка. Ответственным подразделением оригиналы направляются с курьером и/или по электронной почте в ЦБ РФ.

Б. Схема информационного обмена между филиалами и подразделением сводной отчётности (внутренние информационные ресурсы)

 

Как видно, в этом случае имеется одно совершенно ненужное звено в информационной цепи ‑ подразделение автоматизации. Наличие этого звена существенно увеличивает время прохождения документов между филиалами и подразделением сводной отчётности коммерческого банка.

В. Схема оптимального получения, хранения и обработки внешних информационных ресурсов

В соответствии с данной схемой в информационный документооборот вводится новое подразделение, на которое возложены функции анализа и обработки полученных информационных ресурсов, добавлен новый информационный источник, а также введен компонент “Информационная база данных”, позволяющий практически в режиме реального времени проводить поиск и обработку полученной информации, а также обеспечивающее длительное хранение как первичной, так и обработанной информации. Помимо этого предложенная схема сделает доступной отчётные данные и информацию ЦБ РФ другим нуждающимся в них подразделениям коммерческого банка.

На основании анализа вышеизложенных данных можно предложить следующее оптимальное решение обработки внутренних информационных потоков.

Г. Оптимальная схема информационного обмена между филиалами

и подразделением сводной отчётности (внутренние информационные ресурсы)

В данном случае из цепочки информационного документооборота исключено звено ‑ подразделение автоматизации и добавлен элемент “Информационная база данных”.

Обновлённые схемы информационного обмена существенно ускоряют процесс обработки информации, снижают временные затраты на формирование отчётных документов и представление их в ЦБ РФ.

Персонал для эффективного внедрения и использования информационной системы

В настоящее время получением, обработкой и хранением информационных ресурсов, как внутренних так и внешних, занимаются различные подразделения коммерческого банка: подразделения автоматизации, подразделения, сопровождающие программное обеспечение, управление делами, курьерская служба, подразделения сводной отчётности.

Должностные обязанности сотрудников данных подразделений часто напрямую не связаны с процессом информационного обмена между банком и ЦБ РФ. Ответственность же за несвоевременное предоставление информации чётко не определена.

Сегодня за информационный обмен между коммерческим банком и ЦБ РФ в основном отвечают сотрудники подразделения автоматизации, отдалённо представляющие потребности подразделения сводной отчётности в том или ином информационном ресурсе.

Поиском, сбором и хранением информационных ресурсов соответствующей направленности в большинстве кредитных организаций вообще никто не занимается. Результат ‑ несвоевременность поступления информации в подразделение сводной отчётности.

В соответствии с предложенными схемами ответственность за поиск, сбор, обработку и выявление потребности в новых информационных ресурсах, необходимых для подразделения сводной отчётности, следует возложить на подразделение анализа и обработки информационных ресурсов. На первоначальном этапе достаточно трёх человек, с определённым кругом обязанностей, а именно: сбор, поиск информации, выявление новых потребностей в информационных ресурсах ‑ два человека; сопровождение, наполнение информационной базы данных ‑ один человек.

Важно обеспечить соответствие квалификационной подготовки персонала выполняемым задачам. Для сотрудников подразделения анализа и обработки информационных ресурсов обязательным является высшее экономическое образование, желателен опыт работы в банковской сфере в подразделениях финансового анализа, знание основ банковского бухгалтерского учета, а также опыт работы с современными банковскими программными продуктами. Необходимо предусмотреть возможность повышения квалификации сотрудников подразделения анализа и обработки информационных ресурсов в областях экономико-финансового анализа и компьютерной грамотности, путём направления сотрудников данного подразделения на специализированные курсы. Каким  требованиям должны отвечать специалисты данного подразделения?

Специалисты подразделения анализа и обработки информационных ресурсов должны уметь:

  • хорошо ориентироваться в существующем мировом информационном пространстве;
  • разрабатывать алгоритмы обработки данных и типовые экономико-финансовые модели;
  • проводить финансовые расчёты и выбирать оптимальные показатели;
  • обосновывать свои доводы строго научными выкладками и расчётами с использованием законов дискретной математики и линейной алгебры;
  • профессионально использовать средства вычислительной техники;
  • работать с современными базами данных.

Исходя из этого, специалисты подразделения анализа и обработки информационных ресурсов должны знать:

  • основы моделирования;
  • основы финансово-экономического анализа;
  • основные методики расчёта и выявления оптимальных показателей;
  • методы разработки алгоритмов;
  • законы дискретной математики и линейной алгебры;
  • операционные системы Windows 95/NT;
  • основные редакторы, а именно: Word, Excel;
  • языки программирования высокого уровня.

Внедрение информационной системы

Определив информационные источники, составив планы получения информационных ресурсов, выбрав методы получения, хранения и обработки информации, а так же персонал, отвечающий за сопровождение системы, необходимо провести ряд организационных мероприятий по вводу системы в эксплуатацию:

1) заключить договора на поставку информационного обеспечения с ЦБ РФ;

2) сформировать (в случае отсутствия) подразделение анализа и обработки информации или воспользоваться услугами существующего аналогичного подразделения, изменив функциональные обязанности сотрудников;

3) выбрать программный продукт, поддерживающий функции сбора, обработки и хранения информации (информационное хранилище данных) или использовать существующее программное обеспечение;

4) определить программные продукты для взаимосвязи пользователей информационными источниками с информационной базой данных, если это не позволяет осуществить информационное хранилище данных.

Алгоритм внедрения информационной системы

В процессе внедрения информационной системы важно создать такие условия работы, при которых специалисты будут эффективно выполнять свои функциональные обязанности.

Следует уделить особое внимание оснащению рабочих мест всем необходимым в повседневной деятельности: удобной мебелью, качественной оргтехникой, современными средствами связи (факс, телефон), канцелярскими принадлежностями и т.д.

Предотвращение возможных неполадок в работе системы

Предложенную нами систему можно отнести к системам средней сложности. Следовательно, необходимо предусмотреть меры для обеспечения возможности функционирования информационной системы при выходе из строя как отдельного её элемента, так и всей системы в целом.

Требуется обеспечить резервирование информационного обмена с ЦБ РФ и филиалами в случае выхода из строя основной схемы. Можно остановиться на технологии, существовавшей до внедрения новой информационной системы. Помимо этого, необходимо рассмотреть возможность функционирования системы при выходе из строя её отдельных звеньев, а также оперативную замену неисправных узлов.

Для организации бесперебойной работы системы и оперативного устранения возможных сбоев в работе следует предусмотреть:

1) возможность организации резервного канала связи с почтовым сервером ЦБ РФ;

2) возможность организации резервного канала связи с Web-сервером ЦБ РФ;

3) возможность постоянного резервирования Информационной Базы Данных;

4) наличие холодного резерва программного и аппаратного обеспечения с возможностью их замены в оптимальные сроки;

5) аварийные меры при выходе аппаратного обеспечения в результате внезапных перепадов напряжения в электросети, используя источники бесперебойного питания;

6) возможность организации резервных каналов связи с филиалами, с оптимальным временем переключения на работу по ним в случае выхода из строя основных каналов;

7) наличие сейфа для хранения строго конфиденциальных документов, чтобы предотвратить к ним доступ случайных лиц;

8) универсальность при подготовке специалистов для организации быстрой замены заболевшего или уволенного сотрудника.

Выводы

Для решения вопросов информационного обеспечения подразделения сводной отчётности коммерческого банка, обеспечивающего своевременное представление отчётных документов в Главное Управление ЦБ РФ необходимо:

1. Осуществить внедрение данной информационной системы, обеспечивающей подразделение сводной отчётности необходимой и, главное, своевременной информационной поддержкой;

2. Оптимизировать набор информационных источников. Для реализации этой задачи в статье:

а) предложены оптимальные планы поступления информационных ресурсов;

б) выбраны эффективные схемы получения, хранения, обработки информации;

в) обоснована необходимость организации специального подразделения, занимающееся сопровождением информационной системы;

г) рассмотрены организационные вопросы и возможные варианты предотвращения сбоев работы системы.

Основной упор сделан на формирование концепции создания  информационной системы для эффективного функционирования подразделений сводной отчётности коммерческих банков.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241