Анализ ситуации на рынке водки в России

Скрыпникова М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (7), Июль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скрыпникова М.Н. Анализ ситуации на рынке водки в России // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 7. – С. 67-72.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 6 2000) В 1993 году Правительство повысило акцизный сбор на алкоголь содержащую продукцию, тем самым увеличив налоги на отечественные спиртные напитки. Одновременно таможенные пошлины остались низкими. В результате отечественные производители алкогольной продукции оказались неконкурентоспособными перед зарубежными поставщиками спиртного на российский рынок.

Ключевые слова: водка, алкогольная продукция, рынок алкогольных напитков

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В 1993 году Правительство повысило акцизный сбор на алкогольсодержащую продукцию, тем самым увеличив налоги на отечественные спиртные напитки. Одновременно таможенные пошлины остались низкими. В результате, отечественные производители алкогольной продукции оказались неконкурентоспособными перед зарубежными поставщиками спиртного на российский рынок.

Такое положение дел еще более усугубилось с получением разрешения на беспошлинный импорт алкоголя в Россию различными фондами, общественными и религиозными организациями и, в частности, Национальным фондом спорта, Московской Патриархией.

В первом квартале 1998 года в Кировской области милицией совместно с налоговой и Госторгинспекцией изъято более 23 тысяч литров поддельной водки и спирта, 16208 литров вина, 162 литра спиртосодержащих жидкостей, а также более 600 литров браги и самогона. Уничтожено 397 литров фальшивого пойла.

В поселке Вересники магазин торговал не соответствующей требованиям ГОСТа «Столичной», произведенной где-то в Подмосковье. В результате 4660 бутылок не совсем «правильной» водки пришлось изъять. Еще более рисковала некая кировская фирма, квартирующая на улице Воровского. Коммерсанты продавали спиртное, не имея не только лицензии на право торговли, но и вообще каких-либо документов, подтверждающих происхождение предлагавшихся к продаже алкогольных напитков. К тому же торговля осуществлялась без применения контрольно-кассового аппарата. Поэтому неудивительно, что органы данную незаконную деятельность фирмы пресекли, изъяв около 5 тысяч бутылок алкогольной продукции весьма сомнительного качества. И подобных примеров по области – огромное количество [1].

Поставку в московский регион гигантской партии фальсифицированных винно-водочных изделий удалось пресечь сотрудникам милиции подмосковной Истры.

Как сообщили в ГУВД Московской области, 8 вагонов со спиртным милиция обнаружила на станции Дедовск. Из них как раз выгружали очередную партию водки, которая поступали в адрес московской фирмы «Илекса». В сопроводительных же документах значилось, что в вагонах находится сахар. Причем отправители действительно не поленились положить у дверей каждого вагона по несколько мешков с сахарным песком, поэтому при беглом осмотре – спиртное внутри не было заметно.

Как выяснилось в ходе расследования, фальшивый алкоголь стал поступать в Дедовск еще с начала сентября. Два склада на станции оказались буквально забиты спиртным. Всего милиция насчитала более миллиона бутылок поддельной водки «Русская», «Столичная», «Московская» и вина «Анапа» общей стоимостью более 10 млрд. рублей. Причем внешне водка выглядела очень хорошо. Например, на бутылках «Московской» было наклеено по три этикетки, имелась «фирменная» пробка. Однако ГОСТу это спиртное не соответствовало.

Произведен алкоголь был в Северной Осетии, якобы на Моздокском консервном заводе [2].

Милиция обнаружила 20 вагонов, заполненных фальшивой водкой, на одном из железнодорожных вокзалов Москвы. Вагоны содержали около 240 тыс. бутылок водки на сумму около 12 млрд. рублей. Очевидно, что груз поступил из Северной Осетии. После закрытия заводов военно-промышленного комплекса в этом районе, жители, оставшись без работы, переключились на производство фальсифицированных спиртных напитков, в частности – водки [3].

«Независимая газета» 31 мая 1997 года сообщила о 22 чел., умерших в Красноярске от употребления фальсифицированной водки.

Первое место в рейтинге «фальшивок» занимают водки «Пшеничная», «Русская» и «Столичная», которые особенно популярны на периферии. Подделать их не так уж и сложно: далеко не на каждом предприятии применяют современные методы защиты вроде голограмм, специальных маркировок и проч.

Далее в «рейтинге подделок» - особо популярная водка «Кристалл», хотя случаев фальсификации этого напитка сегодня фиксируется меньше. Дело в том, что на столичном заводе «Кристалл» применяют специальную маркировку, которую подделать очень сложно. Но ни с чем не сравнима фальсификация в России шведской водки Absolut.

Водка Absolut появилась в 1979 году, а рынком ее сбыта были выбраны США – крупнейший в то время потребитель импортных крепких спиртных напитков (Россия была еще закрыта для внешнего мира). Американцы в успех новой водки не поверили, так как их рынок и без шведской водки был перенасыщен алкогольными напитками. Более того, заказанное шведской компанией Vin & Strit исследование американского рынка (оно обошлось в 60 тыс. долл.) показало, что перспективы у Absolut в США нулевые. Однако вопреки прогнозируемым потерям шведы получили массу заказов, и к 1985 году Америка потребляла почти 80% всей производимой Швецией водки.

Но вот шведская водка Absolut пришла и на российский рынок. В 1993 году Vin & Strit продала в Россию 150 тысяч ящиков водки (по девять литров в каждом), в 1994 году – 800 тысяч, но уже с середины 1994 году поступление Absolut стало падать, и в 1995 году в Россию не поступало ни одной бутылки этой водки. Почему же шведы перестали поставлять свою водку на российский рынок? Потому, что они узнали, что по России шествует фальшивая водка. Ситуация сложилась не в пользу шведов.

Вот что сказал директор по маркетингу и продажам компании Absolut Клаус Фикк: «Объемы продажи настоящей водки стали падать, рынок оказался затоварен. Зато подделки раскупались прекрасно. Мы оказались в очень трудном положении. В то же время российские власти объявили о введении акцизных марок, а чуть позже начались разговоры об отмене льгот по уплате таможенных пошлин. Шведы решили исследовать привезенную из России водку Absolut. На первый взгляд разницы между фальшивой и настоящей бутылками почти не было. Стекло поддельных бутылок было чуть мутнее, чем у настоящих, а надпись – чуть бледнее. Кроме того, штрих-код на фальшивках емкостью 0,75 л был напечатан прямо на бутылке, тогда как на настоящей он нанесен на бумажную наклейку. На поддельных поллитровках штрих-код уже был на бумаге.

В вот тогда шведы решили взять тайм-аут и свернуть деятельность на российском рынке. Нельзя было допустить подрыва имиджа водки Absolut. Ради этого мы пошли тоже на потерю прибыли (за 1994 год в России была продана пятая часть всей произведенной водки)».

Vin & Strit времени зря не терял. Во-первых, специально и только для России была придумана бутылка, совершенно непригодная для повторного использования. Не вдаваясь в подробности, скажем: новая бутылка сконструирована так, что вылить из нее можно, а вот налить в нее – нет, разве что отбив горлышко. Теперь всем известна бутылка с шариком внутри горлышка. Такую бутылку используют уже и российские производители. В частности, водка «Гжелка» разливается только в такие бутылки.

По оценке экспертов Министерства по налогам и сборам, подпольные цеха по производству поддельной водки в 1999 году вырабатывали до 40% всей производимой водки в России. Несмотря на такие высокие показатели, официальные лица заявляют о том, что битва с подпольными производителями почти выиграна. В 1999 году была проведена операция «Плотина» по выявлению подпольных цехов по производству фальшивой водки, в результате которой было выявлено несколько таких цехов [4].

В табл. 1 представлены данные о производстве отечественной водки и ликеро-водочных изделий в разрезе экономических районов за 11 месяцев 1999 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года [5].

Таблица 1

Производство водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28% (тыс. длк)

Наименование района
11 мес.
11 мес. 1998 г.
% изменения 1999 г.
Россия, всего
64212
97145
151,29
Северный р-н
2192
3363
153,42
Северо-Западный р-н
1213
1393
114,84
Центральный р-н
15096
25983
172,12
Волго-Вятский р-н
3940
6004
153,39
Центрально-Черноземный р-н
2215
3392
153,14
Поволжский р-н
9434
12448
131,95
Северо-Кавказский р-н
5166
7753
150,08
Уральский р-н
9841
13639
138,59
Западно-Сибирский р-н
6841
9746
142,47
Восточно-Сибирский р-н
3310
4934
149,06
Дальневосточный р-н
3888
6512
167,49
Калининградская обл.
1076
1978
183,83

В Москве за 1999 год по сравнению с 1998 годом произведено водки и ликеро-водочных изделий увеличилось на 95% в основном за счет увеличения объемов производства АОЗТ «Кристалл», который вырабатывает 93% общего объема производства водки [6]. Но сколько на рынок было «выброшено» фальсифицированной водки! Об этом, увы, не знает никто.

О низком качестве водки доморощенных «водочных королей», о пагубных последствиях и о борьбе государства с этим коварным недугом России поговорим в следующем номере.


Источники:

1. http: //nv.vyatka.region.ru/16-98/doc7.html
2. Московский комсомолец, 25.10.97 г.
3. ИТАР-ТАСС, 02.06.97 г.
4. Price hike may bring rise in fake vodka sales. The Russia Journal, No. 59, 1999.
5. http: //www.bik.donetsk.ua/foodmagazine/Rynok/obzor.html.
6. Информационное сообщение. Материалы к пресс-конференции руководителя управления МНС России по г. Москве Г.И. Букаева. 27.01.2000 г.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:03